В S&P обосновали недавнее понижение рейтинга госкомпаний

24.07.2015

Источник: КАПИТАЛ

10 июля 2015 года Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s понизила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте казахстанских холдинговых компаний — АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» с «ВВВ/А-2» до «ВВВ-/А-3».

Одновременно в S&P подтвердили рейтинги АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «ФРП «Даму» на уровне «ВВВ/А-2» и рейтинги АО «Аграрная кредитная корпорация» на уровне «ВВ+/В». Прогнозы по рейтингам пяти указанных организаций — «Негативные», за исключением АО «Аграрная кредитная корпорация», прогноз по рейтингам которой – «Стабильный».

Ниже представлены ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые инвесторами кредитным аналитикам S&P по поводу рейтинговых действий в отношении казахстанских организаций, связанных с государством (ОСГ).

Чем руководствуется S&P при присвоении рейтингов указанным организациям?

Считаем все шесть указанных выше структур организациями, связанными с государством (ОСГ), поскольку полагаем, что в стрессовой ситуации позитивное влияние на их кредитоспособность может оказать получение экстраординарной государственной поддержки. Такая поддержка может повысить их способность и готовность выполнять финансовые обязательства при наступлении срока их погашения. Согласно нашим опубликованным критериям присвоения рейтингов ОСГ мы считаем, что кредитное качество конкретной организации находится в диапазоне (включительно) между оценкой характеристик собственной кредитоспособности ОСГ (stand-alone credit profile — SACP), которая отражает кредитное качество организации при отсутствии экстраординарной поддержки, и соответствующим суверенным рейтингом. В целом мы полагаем, что чем выше вероятность получения организацией экстраординарной поддержки со стороны государства в стрессовом сценарии, тем ближе рейтинг этой организации к соответствующему суверенному рейтингу. Если мы считаем, что конкретная организация вряд ли получит экстраординарную государственную поддержку, то оценка ее кредитного качества соответствует оценке SACP.

Какова структура собственности ОСГ в Казахстане?

В целом казахстанские ОСГ включают три холдинговые компании, на 100% принадлежащие государству: АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро», а также большое число дочерних структур, принадлежащих этим холдингам. Холдинги управляют дочерними компаниями от имени государства (см. диаграмму 1). ФНБ «Самрук-Казына» является крупнейшим из этих трех холдингов по размеру активов — в его структуру входят такие стратегические государственные активы, как АО «КазМунайГаз», национальный железнодорожный оператор АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ), АО «Казатомпром», занимающееся добычей и сбытом урана, и другие.

В состав холдинга «Байтерек» входят несколько государственных институтов развития, в частности АО «Банк Развития Казахстана» и АО «ФРП «Даму», а задача «КазАгро» заключается в управлении несколькими государственными организациями, которые оказывают поддержку социально значимому аграрному сектору страны.

Что послужило причиной пересмотра допущений S&P относительно вероятности предоставления государственной поддержки некоторым ОСГ в Казахстане?

По нашему мнению, прогноз относительно развития экономики страны и бюджетных показателей Правительства РК ухудшился в последние 12 месяцев, что отражает главным образом значительное снижение цен на нефть, которая остается основной статьей экспорта страны. В феврале 2015 года мы понизили суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан, и в настоящее время прогноз по ним остается «Негативным». Вместе с тем мы отмечаем, что объем квазифискального сектора остается значительным. Несмотря на то, что нам сложно дать точную оценку объема заимствований организаций этого сектора, насколько мы понимаем, его величина сопоставима с объемом долга расширенного правительства. По нашему мнению, потенциально более слабые показатели доходов бюджета и высокий уровень долга квазифискального сектора и сектора ОСГ в будущем в случае стрессовой ситуации могут поставить правительство в условия, при которых оно начнет определять приоритетность предоставления экстраординарной поддержки разным ОСГ.

Почему S&P пересмотрела оценку роли холдингов «КазАгро» и «Байтерек» и, соответственно, оценку вероятности получения этими организациями экстраординарной поддержки от государства?

Согласно опубликованной методологии присвоения кредитных рейтингов ОСГ, мы анализируем значимость конкретной организации и ее роль для государства на основании оценки того, в какой степени дефолт этой ОСГ повлияет на правительство или экономику данной страны.

По нашему мнению, значимость холдингов «КазАгро» и «Байтерек» для правительства обусловлена главным образом значимостью их дочерних компаний. В частности, инфраструктура и опыт работы с конечными заемщиками сосредоточены преимущественно на уровне дочерних структур холдингов. По нашему мнению, именно эта инфраструктура и опыт имеют большое значение для правительства, и поскольку другим организациям было бы сложно выполнять те же самые функции, мы полагаем, что у государства имеются стимулы для предоставления поддержки в случае необходимости.

В текущих экономических и финансовых условиях в Казахстане и принимая во внимание объем долга сектора ОСГ, мы полагаем, что если правительство будет вынуждено выбирать между предоставлением поддержки холдингам «КазАгро» и «Байтерек» или их дочерним структурам в рамках гипотетического стрессового сценария, то оно может принять решение о поддержке в первую очередь дочерних компаний. По нашему мнению, в зависимости от того, насколько неблагоприятным будет такой сценарий, правительство может принять решение об изменении структуры собственности компаний, входящих в состав групп «КазАгро» и «Байтерек», чтобы избежать дополнительных расходов для бюджета.

Отмечаем, что и холдинги «КазАгро» и «Байтерек», и их дочерние структуры в конечном счете контролируются государством, которое (как и в любой другой стране) имеет ряд особых полномочий, включая способность издавать законы и нормативные акты. В связи с этим мы полагаем, что даже несмотря на то, что действующее законодательство и существующая структура собственности могут не предусматривать возможность оказания прямой поддержки дочерним структурам, в стрессовом сценарии правительство сможет внести необходимые изменения в эти нормативные акты.

Были ли в прошлом случаи, когда изменялась структура собственности казахстанских организаций, связанных с государством, или возникали сомнения относительно предоставления государственной поддержки в стрессовом сценарии?

Да, в Казахстане были случаи, когда правительство принимало решение изменить структуру собственности некоторых ОСГ или лишь избирательно предоставить экстраординарную поддержку.

В частности, в ноябре 2008 года по решению Президента РК был образован фонд «Самрук-Казына» при помощи объединения Казахстанского холдинга по управлению государственными активами «Самрук» и Фонда устойчивого развития «Казына». Мы также отмечаем, что в последние годы несколько ОСГ (в частности АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму») передавались в ведение разных холдингов. Это свидетельствует о том, что у правительства имеются механизмы для изменения структуры собственности контролируемых им организаций в случае необходимости.

Кроме того, были случаи, когда возникали сомнения относительно готовности правительства оказывать поддержку ОСГ в стрессовой ситуации. В частности, насколько мы понимаем, в 2009 году АО «Аграрная кредитная корпорация» (АКК) нарушило ковенант по кредиту объемом 136 млн долларов от коммерческого банка, после чего АКК начала длительные переговоры с банком, чтобы избежать ускоренного погашения кредита. Насколько мы понимаем, если бы АКК пришлось погашать кредит ускоренными темпами, то на ее счетах не было бы достаточных средств для выполнения обязательства. АКК потребовалось несколько месяцев для завершения переговоров, и мы отметили, что вопреки нашим ожиданиям в течение этого времени правительство не предпринимало каких-либо активных шагов для быстрого урегулирования вопроса. Впоследствии мы понизили оценку вероятности получения АКК своевременной экстраординарной поддержки от государства и кредитные рейтинги компании.

Считает ли S&P, что значимость холдингов «КазАгро» и «Байтерек» для правительства снизилась?

Напротив, мы полагаем, что эти организации сохраняют свое ключевое значение для реализации государственных программ. Как следствие, кредитные рейтинги эмитента обоих холдингов, «КазАгро» и «Байтерек», на четыре ступени выше оценки характеристик собственной кредитоспособности, которые мы оцениваем на уровне «b+», что отражает наше мнение о «чрезвычайно высокой» вероятности получения ими своевременной экстраординарной поддержки от государства в сложной финансовой ситуации. Важно отметить, что «экстраординарной» мы считаем поддержку, которая обеспечивает полное и своевременное обслуживание и погашение долга в стрессовом сценарии. Мы не считаем видами экстраординарной поддержки государственные трансферты, направленные на расширение или продолжение деятельности организации, такие как государственные программы расходов, выполняемые через ОСГ.

Почему рейтинг фонда «Самрук-Казына» в настоящее время выше рейтингов «Байтерека» и «КазАгро»?

Под управлением АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» находится более 500 компаний, фонд консолидирует все ключевые государственные активы, в том числе в сфере энергетики, транспорта и в нефтегазовом секторе. По размеру активов ФНБ «Самрук-Казына» более чем в три раза превосходит холдинги «Байтерек» и «КазАгро» вместе взятые и, на наш взгляд, фонд по сути выполняет функции, которые, скорее всего, осуществлялись бы правительством, если бы фонда не существовало. Поэтому полагаем, что в настоящее время вероятность предоставления экстраординарной государственной поддержки фонду «Самрук-Казына» немного выше, чем холдингам «Байтерек» и «КазАгро».

 

Возврат к списку новостей

Рекламодателю