S&P подтвердило рейтинговые оценки Республики Казахстан, прогноз "Негативный"

18.03.2015

Источник: KASE

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". В то же время мы подтвердили краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "A-2". Мы также подтвердили рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA+".

Обоснование

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан оказывают позиция правительства страны как нетто-кредитора и высокие бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета и счета текущих операций, а также значительными запасами природных ресурсов. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов и сохраняющейся неопределенностью в вопросе о возможном преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен умеренными темпами развития экономики (по оценкам, ВВП на душу населения в конце 2014 г. составил 13 000 долл.), ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью экономики от нефтегазового сектора.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своем участии в досрочных президентских выборах, которые должны состояться 26 апреля 2015 г. Мы полагаем, что выборы, в результате которых с большой долей вероятности президент Назарбаев будет переизбран на следующий срок, будут способствовать поддержанию политической стабильности в ближайшей перспективе. По нашему мнению, Казахстан имеет одну из самых стабильных политических систем в регионе. Возобновление полномочий действующего президента страны, как ожидается, укрепит позицию правительства в том, что касается проведения более сложных экономических реформ, направленных на преодоление экономического спада. Как позитивный фактор, мы отмечаем предсказуемость социально-экономической политики в Казахстане, осуществляемой под руководством президента Назарбаева, включая недавно предложенные меры по индустриализации и диверсификации экономики. Тем не менее мы считаем, что предугадать дальнейший курс в среднесрочной перспективе достаточно сложно ввиду неопределенности в отношении возможного преемника президента, которому исполнилось 74 года. Мы отмечаем высокую степень централизации политической системы страны во главе с президентом, который находится у власти с момента обретения Казахстаном независимости в 1991 г., в связи с чем сохраняется значительная неопределенность в отношении возможного перехода власти к новому президенту и изменения политики в среднесрочной перспективе.

Экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20-30% ВВП (оценка), более 50% доходов бюджета и 60% экспорта. Мы ожидаем снижения темпов роста ВВП с 4,3% в 2014 г. до 1,5% в 2015 г. – главным образом вследствие низких цен на нефть. Мы также ожидаем, что дальнейшее обесценение национальной валюты и инфляция будут оказывать негативное влияние на темпы роста ВВП в долларовом эквиваленте в этом году. Объемы нефтедобычи в Казахстане несколько сократятся в 2015-2016 гг. до 80,5 млн т в 2015 г. (с 81,8 млн т ранее). Кроме того, рост нефтедобычи оставался практически нулевым на протяжении нескольких лет вследствие отсрочек с запуском крупного Кашаганского месторождения. Мы не прогнозируем сколько-нибудь существенного прироста нефтедобычи на офшорном Кашаганском месторождении до 2018 г. Кроме того, сохраняется неопределенность относительно того, когда возобновится эксплуатация этого месторождения и будут ли задействованы все его мощности уже на первом этапе эксплуатации. Это могло бы увеличить объемы нефтедобычи в стране на 20%. Мы отмечаем, что запуск Кашаганского месторождения не раз откладывался, а объем необходимых инвестиций пересматривался.

Темпы экономического роста замедлятся также в связи с ожидаемым влиянием на потребительский спрос (который является ключевым фактором, обеспечивавшим рост в последние годы) девальвации национальной валюты, консолидации бюджета (в том числе сокращения текущих и капитальных расходов), снижения объемов экспорта других сырьевых товаров, а также внешних факторов, в том числе экономического спада в России. Казахстан столкнулся сразу с двумя проблемами – снижением цен на нефть и экономическим спадом в России. В феврале 2014 г. правительство страны приняло меры по снижению курса национальной валюты на 19% по отношению к доллару США. Вследствие резкого снижения курса рубля по отношению к доллару США в течение
прошлого года национальная валюта Казахстана (тенге) укрепилась примерно на 75% относительно российского рубля (по сравнению с курсом тенге к рублю в феврале 2014 г.). Несмотря на то, что Россия не является крупнейшим торговым партнером Казахстана, столь существенное укрепление тенге негативно влияет на конкурентоспособность казахстанских товаров и экспорт в Россию. Недавно правительство объявило об эмбарго на импорт нефтепродуктов из России и обсуждает вопрос об эмбарго других российских товаров.

Мы ожидаем, что в ближайшие два года бюджет Правительства Казахстана будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств Национального фонда Республики Казахстан – НФРК, национальный нефтяной фонд). Вследствие этого, а также учитывая влияние обменного курса, мы ожидаем более значительного изменения уровня долга расширенного правительства. Вместе с тем мы по-прежнему рассматриваем бюджетные показатели Казахстана как сильные, поскольку считаем, что правительство располагает определенной фискальной гибкостью, позволяющей компенсировать влияние экономического спада в ближайшие два года. В частности, правительство располагает возможностями и демонстрирует готовность сократить бюджетные расходы в 2015 г. Правительство Казахстана утвердило поправки в бюджет на 2015-2017 г. (исходя из цены на нефть 50 долл./барр.). Стремясь поддержать экспортеров, правительство также решило сократить экспортную пошлину на нефть с 80 долл./т до 60 долл./т, что приведет к сокращению доходов, которые уже испытывали давление вследствие снижения цен на нефть, а также налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций (вследствие сокращения импорта и снижения темпов роста). В связи с этим правительство планирует сократить расходы бюджета на 10%, преимущественно путем перенесения на будущие периоды расходов на инвестиционные проекты, затрат, связанных с повышением зарплат работникам бюджетного сектора и других административных расходов. С нашей точки зрения, дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства (по оценкам, 3% ВВП) будет финансироваться преимущественно за счет заимствований на внутреннем рынке капитала.

Правительство планирует придерживаться максимального лимита ежегодных перечислений средств из НФРК в бюджет центрального правительства на уровне 9,2 млрд долл., несмотря на снижение нефтяных доходов. Эта консервативная фискальная политика, тем не менее, камуфлирует прямые внебюджетные расходы нефтяного фонда. В частности, несмотря на объявленное сокращение расходов бюджета, в целях поддержки национальной экономики правительство намерено увеличить расходы нефтяного фонда. Стимулирующие программы включают расходы объемом 5,5 млрд долл., финансирование которых началось в 2014 г. и должно быть завершено в 2015 г., главным образом направленные на поддержку банковской системы, и программу расходов объемом 9 млрд долл., средства которой будут использованы в 2015-2017 гг. на развитие инфраструктуры. Правительство планирует перенести часть расходов, которые были намечены на 2016 г., на 2015 г.

Сокращение объема средств НФРК ослабит международную инвестиционную позицию страны. Мы ожидаем небольшого дефицита по счету текущих операций (СТО) в рамках рейтингового горизонта прогнозирования (2016 г.) – менее 4% ВВП в 2015 г. Однако международные резервы страны сократятся лишь незначительно, поскольку они будут поддержаны притоком прямых иностранных инвестиций и ожидаемой репатриацией активов НФРК, что является частью стимулирующей программы расходов правительства.

Мы полагаем, что в 2015 г. Национальному банку Казахстана (НБК) придется решать сразу несколько задач. С одной стороны, ему будет необходимо сохранять финансовую стабильность в стране, чтобы поддержать меры правительства по решению проблем с просроченными кредитами, выданными банками в прошлые периоды. С другой стороны, НБК может столкнуться с необходимостью скорректировать внешнеэкономические дисбалансы посредством корректировки курса национальной валюты. Кроме того, НБК не захочет противостоять проведению контрциклической фискальной политики правительства, однако будет вынужден проводить жесткую монетарную политику в целях поддержания курса национальной валюты. Президент Казахстана и НБК недавно объявили о том, что обменный курс останется стабильным до тех пор, пока средняя годовая цена на нефть будет сохраняться на уровне 50 долл./барр. Девальвационное давление на тенге значительно усилилось с середины 2014 г., когда долларизация депозитов превысила 55% (по сравнению с менее чем 40% годом ранее). Недавно НБК объявил о мерах, направленных на дедолларизацию экономики и поддержку ликвидности в национальной валюте. Помимо средств, предоставляемых НБК банкам
(ежедневно банк проводит свопы, предоставляя всем банкам страны ликвидность в тенговом эквиваленте под 15% годовых), НБК повысит процентные ставки для депозитов в тенге по сравнению со ставками валютных депозитов и страховое покрытие для этих депозитов в тенге, а также будет способствовать росту объемов сделок по безналичному расчету. Все эти меры ставят своей целью использование в первую очередь национальной, а не иностранной валюты. Некоторые меры предусматривают так называемый "мягкий" контроль за капиталом, включая конвертацию долларовых активов государственных предприятий в тенге.

Несмотря на изменения в пенсионной системе Казахстана в 2014 г. и возросшую активность Единого пенсионного фонда, в том числе в том, что касается покупки облигаций и размещения депозитов в национальных банках, НБК по-прежнему ведет операционную деятельность в условиях неглубокого рынка капитала, что ограничивает его способность оперировать на открытом рынке. Учитывая все эти обстоятельства, мы ожидаем, что НБК либо допустит постепенное обесценение национальной валюты, либо предпримет разовую девальвацию в этом году.

Прогноз

Прогноз "Негативный" по долгосрочным суверенным рейтингам отражает наше мнение об усилении рисков, связанных с внешнеэкономической, фискальной и монетарной позициями Казахстана. Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если внешнеэкономическая и фискальная позиции страны ухудшатся в более значительной степени, чем мы ожидаем в настоящее время, даже с учетом возможного восстановления цен на нефть в 2015-2016 гг. Негативное влияние на рейтинги может оказать снижение результативности монетарной политики или сокращение международных резервов, поскольку НБК приходится решать несколько задач одновременно.

Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если процесс принятия политических решений и институциональная система станут более прозрачными и предсказуемыми. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать успешное проведение структурных реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики и увеличению гибкости монетарной политики.

В соответствии с нашей политикой и процедурами в состав Рейтингового комитета вошли аналитики, имеющие достаточную квалификацию для участия в голосовании на заседании Комитета и достаточный опыт для обеспечения надлежащего уровня знаний и понимания соответствующей методологии (см. "Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации"). В начале Комитета его председатель подтвердил, что информация, представленная Рейтинговому комитету ведущим кредитным аналитиком, была своевременно распространена и была достаточной для принятия обоснованного решения членами Комитета.

После вводной презентации ведущего кредитного аналитика и разъяснения им своих рекомендаций члены Комитета обсудили основные рейтинговые факторы и важнейшие вопросы в соответствии с применяемыми критериями. Члены Комитета рассмотрели и обсудили качественные и количественные факторы риска на основе данных за прошлые периоды и прогнозов.

Члены Комитета пришли к соглашению о том, что все основные рейтинговые факторы не изменились.

Председатель Комитета обеспечил возможность высказать свое мнение каждому члену Комитета с правом голоса. Председатель Комитета или уполномоченный им представитель ознакомился с проектом отчета, чтобы обеспечить его соответствие решению Комитета. Мнения и решение Рейтингового комитета представлены в приведенном выше обосновании и прогнозе. Значимость каждого рейтингового фактора описывается в методологии, используемой для принятия решения о рейтинговом действии (см. раздел "Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации").

РЕЙТИНГ-ЛИСТ
Рейтинги подтверждены
До                                С

Республика Казахстан

Суверенные кредитные рейтинги
По обязательствам в иностранной и национальной валюте
ВВВ/Негативный/А-2                ВВВ/Негативный/А-2

Рейтинг по национальной шкале
kzAA+/--/--                       kzAA+/--/--

Оценка риска перевода и конвертации валюты
ВВВ                               ВВВ

Рейтинг приоритетного необеспеченного долга
По обязательствам в иностранной валюте
ВВВ                               ВВВ

По обязательствам в национальной валюте
ВВВ                               ВВВ

Рейтинг краткосрочного долга
По обязательствам в национальной валюте
А-2                               А-2


Ведущий кредитный аналитик:
Ана Йеленкович, Лондон (44) 20-7176-7116;
ana.jelenkovic@standardandpoors.com

Второй контакт:
Карен Вартапетов, Москва (7) 495-783-4018;
karen.vartapetov@standardandpoors.com

Дополнительные контакты:
International Public Finance Ratings Europe;
PublicFinanceEurope@standardandpoors.com


Возврат к списку новостей
Рекламодателю