13.11.2025
Источник:
Личный счет
Глава АРРФР выразила сомнение в необходимости введения сборов с банков за доступ к базам данных, передает LS.
По словам председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадины Абылкасымовой, в настоящее время от министерства искусственного интеллекта и цифрового развития поступает множество инициатив, предусматривающих введение новых сборов для банков за доступ к различным базам данных.
"Здесь нужно четко понимать, что мы и так накладываем на них слишком много общественно значимых функций, в том числе в рамках борьбы с мошенничеством, антифрод, в рамках FATF, противодействия отмыванию доходов и т.д. Для того чтобы исполнять эти функции, им нужен доступ к соответствующим базам данных, и насколько правильно будет облагать их сборами при этом доступе? Другой вопрос, когда это необходимо банкам для достижения чисто коммерческих целей. Здесь должен быть очень сбалансированный подход к предоставлению доступа к этим данным и в целом к равноудаленной инфраструктуре", – высказалась она в ходе Central Asia Fintech Summit, который проходит в Алматы.
Что касается регулирования применения ИИ в финорганизациях, то оно должно строиться на традиционных механизмах, которые сегодня уже применяются, продолжила М. Абылкасымова.
"Но всегда есть большое "но". Генеративный ИИ несет риски, он может искажать, в том числе сами модели, систему управления рисками в финансовых организациях. Поэтому дополнительно нужны различные guard rails, которые позволят правильно управлять рисками, присущими моделям генеративного ИИ", – продолжила она.
При этом в агентстве ориентируются на международные стандарты по регулированию искусственного интеллекта в финансовом секторе, добавила М. Абылкасымова.
"Они основаны на трех линиях защиты, которые должны быть во всех финансовых организациях. Первая – само подразделение, разрабатывающее технологию ИИ. Вторая – департаменты по управлению рисками, а третья – внутренний аудит. И это наши системы управления рисками, которые мы применяем к деятельности всех финорганизаций, и они будут дополнены соответствующими элементами", – пояснила М. Абылкасымова.
В свою очередь председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова рассказала, как применение ИИ отразилось на прибыли.
"Много говорилось о том, что банки могут быть заменены телеком-компаниями, финтехом. Но мы видим, что банки сохраняют свое лидерство, в том числе во внедрении инструментов ИИ и финтеха. Мы также активно занимаемся внедрением ИИ и создали соответствующий центр при банке. Я бы даже назвала его центром прибыли. Потому что там есть четкий KPI – повышение продаж, повышение откликов от клиентов, улучшение сервисов и т.д. Потом эти сервисы мы внедряем в департаменты рисков, в бэк-офисах, в колл-центрах, чат-ботах. И большая тема – это кибербезопасность, работа с данными, с дипфейками", – сообщила она.
На сегодня, по ее словам, перед банком стоит задача масштабировать применение ИИ и при этом все контролировать, обучать сотрудников.
"Большой вопрос – работа с данными, это требует больших вложений и инвестиций в инфраструктуру. Для нас важно использовать не облачные инструменты, то есть не внешние, а внутри периметра банка", – резюмировала У. Шаяхметова.