Меньше банков — больше карт

18.04.2016

Источник: Bankir.ru

Карточный рынок, несмотря на кризис, жесткую позицию регулятора по отношению к банкам, санкции и многие другие непростые факторы, чувствует себя неплохо и с оптимизмом смотрит в будущее. Во всяком случае именно такой вывод можно сделать по итогам первого дня конференции «Банковские карты: практика и трансформация».

Рынок пластиковых карт развивается вполне успешно — таким заявлением открыл X Международную конференцию «Банковские карты: практика и трансформация» президент ассоциации «Россия», председатель комитета Госдумы по экономической политике и инновационному развитию Анатолий Аксаков. Он привел некоторые цифры. Так, за 2015 год количество эмитентов карт на банковском рынке сократилось с 588 до 522. Ухудшилась инфраструктура обслуживания: если в 2014 году было установлено 230 тыс. платежных терминалов, то в прошлом году их появилось только 200 тыс. Количество банкоматов сократилось на 8 тыс., до 131 тыс. При этом за тот же год объем эмиссии карт увеличился на 16 млн, а оборот по ним вырос на 26%.

«Мы отмечаем, что карточный бизнес, платежный бизнес в текущих непростых экономических и финансовых условиях развивается вполне нормально,— указал Анатолий Аксаков.— И ситуация, связанная с отзывами лицензий, не влияет на этот рынок. Яркий пример этого — создание и развитие НСПК».

Он также напомнил о важности сохранения и даже дальнейшего развития конкуренции между платежными системами на российском рынке. «Я очень рассчитываю, что те платежные системы, которые работали у нас на рынке, будут продолжать свою работу,— сказал глава банковской ассоциации.— Это касается и „Золотой короны”, и Visa, и MasterCard. Более того, они являются не просто конкурентами на рынке, тем самым стимулируя его развитие. Они также являются и нашими партнерами, которые помогают, в том числе, карте „Мир” адаптироваться к мировой практике».

Порадовало участников конференции заявление Анатолия Аксакова о том, что уже в текущем году, возможно, удастся внести в законодательство изменения, которые позволят использовать электронно-цифровую подпись. Это значительно упростит идентификацию клиентов и вообще работу с платежными инструментами в нашей стране. «Мы рассчитываем добиться того, чтобы была удаленная идентификация физлиц без бумажного сопровождения, и самое главное — без визита в офис банка для открытия счета»,— сказал он.

Позитивно оценивает развитие российского карточного рынка и регулятор. Заместитель директора департамента национальной платежной системы Банка России Олег Перестенко в своем докладе привел статистику, согласно которой с 2010 по 2015 год доля безналичных операций по картам выросла с 32% до 75%, а по сумме — с 13% до 40%. «Тенденция налицо и не может не радовать»,— указал представитель ЦБ. По его словам, в России растет доля платежей за услуги с использованием карт, выпущенных российскими банками: если сравнивать с 2010 годом, то она выросла в 4,5 раза и в 2015 году составила 22%. «Пока это меньше четверти, но это тенденция, которую мы бы хотели развивать и поддерживать»,— отметил Олег Перестенко. При этом речь идет не только об оплате товаров и услуг, но также о переводах денег с карты на карту, перечислениях благотворительных пожертвований и так далее. Около 25% всех безналичных операций в 2015 году проводились через мобильные устройства.

Не обошлось и без свежей статистики по картам «Мир». По словам Олега Перестенко, на сегодняшний день принимать российские национальные карточки уже готовы более 23 тыс. банкоматов и 40 тыс. POS-терминалов. К системе «Мир» подключено уже 60 банков, 24 завершили тестирование карт в своей инфраструктуре и приступили к адаптации своих банкоматных и терминальных сетей. Эмиссию карточек начали девять банков.

Несмотря на бодрый и позитивный настрой участников конференции, пришлось немного поговорить и о тревожных вещах. Издатель журнала «Банковские технологии» Денис Сальников вернул всех с небес на землю, указав, что современная среда является весьма агрессивной для современного банкинга. По его словам, на кредитные организации давят три кризиса.

Первый — кризис экономический: рост просроченной задолженности, санкции, снижение активного потребления. Второй — кризис посредничества: происходит замена традиционных форм посредничества сложными программными решениями (та самая пресловутая уберизация). Третий — кризис регулирования: банковский сектор, по сравнению с другими, регулируется наиболее жестко, расходы банков на комплаенс растут на 10% в год, новые платежные инструменты часто выпадают из привычного арсенала банков, и это приводит к приходу на рынок новых агрессивных игроков, что также не в интересах кредитных организаций. При этом среди множества вариантов выживания Денис Сальников считает наиболее правильным один: необходимо постараться быть лучше, создать свой маркетплейс. «Мы живем в эпоху конкуренции идей,— сказал он.— Они стоят дороже, чем инструменты их воплощения».

Об идее, некоторое время назад вскружившей голову всему миру, говорил основатель компании Blockchain Solutions Владимир Канин. Первым делом он спросил у участников конференции, все ли понимают отличие биткоина от блокчейна, а затем эмоционально и воодушевленно рассказывал о том, как появилась технология блокчейн и что она собой представляет. Он сразу отметил, что «подавляющее большинство проектов, которые сегодня преподносятся как „ой, это нужно сделать на блокчейне”, решаются без блокчейна — другими системами, другими процедурами, но решаются». Владимир Канин добавил, что с точки зрения розничных персонифицированных платежей блокчейн бессмыслен — невозможно обеспечить ту скорость, которая есть у международных платежных систем. Несмотря на то что эта тема оказалась, как выяснилось, не совсем кстати, слушали его с огромным интересом, а по окончании доклада спрашивали о «происках американских спецслужб» и «атаке-51».
Возврат к списку новостей
Рекламодателю