Solva сегодня: средства impact-фондов, акционеры из Египта, трансформация в банк

03.09.2024

Источник: Forbes Kazakhstan

Об этих и других событиях компании рассказал сооснователь Solva Александр Дунаев

Сооснователь компании Solva Александр Дунаев рассказал о целях привлечения инвестиций от международных импакт-фондов, поделился подробностями трансформации МФО в БВУ и озвучил основные параметры бизнес-плана будущего банка.

В середине августа Solva анонсировала привлечение первого транша инвестиций от международного фонда BlueOrchard. Александр, расскажите, как вы достигли договоренности с этим фондом? Что стало ключевым фактором при принятии положительного решения о партнерстве?

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что основная цель, которую перед собой ставит Solva, — это поддержка сектора МСБ в Казахстане. Когда мы выбираем партнёров для финансирования бизнеса, то всегда смотрим на международные институты с хорошей репутацией. BlueOrchard является одним из пионеров в сфере социально ориентированного инвестирования, который направил уже более $11 млрд на поддержку 300 млн субъектов, микро-, малого и среднего предпринимательства по всему миру.

При этом сам фонд сотрудничает только с крупнейшими банками и МФО, имеющими высокие инвестиционные и кредитные рейтинги. Как показал due diligence, который провели специалисты BlueOrchard, Solva в полной мере соответствует стандартам фонда и придерживается принципов ведения ответственного бизнеса. Это и стало ключевым фактором при принятии решения о сотрудничестве.

О каких объемах финансирования идет речь и на какие конкретно цели будут направлены привлеченные от BlueOrchard средства?

— Первым шагом мы получили от фонда дебютный транш в размере $5 млн на три года. По мере роста портфеля планируем увеличить кредитную линию до $20 млн. Все средства пойдут на расширение программы финансирования МСБ преимущественно в агросекторе, это касается как животноводства, так и полеводства. Мы хотим охватить по возможности все регионы Казахстана. Нашей главной задачей остается решение проблемы недофинансирования сектора МСБ, особенно в отдаленных регионах и населенных пунктах.

Это ваше первое сотрудничество с такого уровня impact-фондами?

— Нет, это далеко не первый международный инвестиционный фонд, с которым мы работаем. Полтора года назад мы привлекли международные инвестиции от финансового института развития Enabling Qapital Ltd. Более того, до конца года мы планируем подписать договор еще как минимум с одним impact-фондом. Я считаю, что чем активнее Solva привлекает такого уровня организации к сотрудничеству в Казахстане, тем больше добавочной стоимости можем принести обществу и в целом повысить уровень доверия иностранных инвесторов к стране.

Какие ориентиры по росту ссудного портфеля ставит перед собой Solva на ближайшую перспективу?

— Мы продолжаем наращивать объемы кредитования МСБ. Только за прошлый год наш портфель микрокредитов предпринимателям вырос на 47%. Вместе с тем уже за первое полугодие 2024-го объем финансирования МСБ увеличился уже на 23% и достиг 62 млрд тенге. К концу этого года, я думаю, что мы уверенно перешагнем отметку в 70 млрд тенге по размеру кредитного портфеля для МСБ, и в первую очередь — индивидуальных предпринимателей.

Затронем вопрос трансформации МФО в банк: когда она завершится, на каком этапе вы находитесь сейчас? Почему этот процесс затягивается?

— Мы находимся в постоянном в сотрудничестве с регулятором. Надеемся, что до конца текущего года мы достигнем прогресса в нашем уже двухлетнем процессе трансформации в банк.

Мы понимаем, что получение лицензии занимает определенное количество времени, но не видим тут никаких проблем, а считаем естественным процессом. Если взять в пример страны Европы или США, то там эта процедура проходит гораздо дольше и сложнее, были случаи, когда трансформация в банк занимала и больше трех-пяти лет. Поэтому тот факт, что Агентство по регулированию и развитию финансового рынка очень внимательно относится к нашим документам, наоборот, показывает зрелость денежно-кредитной системы Казахстана.

Несколько недель назад Solva утвердила бизнес-план будущего банка. Каковы главные аспекты плана?

— Действительно, на общем собрании акционеров в июле мы утвердили бизнес-план создаваемого банка. Основной его посыл заключается в том, что получение банковской лицензии позволит нам оказывать широкий спектр услуг клиентам-предпринимателям, включая расчётно-кассовое обслуживание, управление финансами, ведение внешнеэкономической деятельности и т. д., а также привлекать депозиты в качестве дополнительного фондирования. Как МФО мы пока не можем эффективно размещать денежные средства и предлагать платёжные инструменты, эквайринговые продукты.

Вы знаете, что Solva работает преимущественно с сегментом малого предпринимательства, а если точнее — с микробизнесом. Согласно данным ПКБ, по количеству клиентов мы занимаем более 20% рынка в сегменте кредитования ИП. Однако относительно размера выданных займов наша доля составляет всего 5%. Это говорит о том, что мы кредитуем небольшими суммами значительное количество субъектов бизнеса, в основном для пополнения оборотных средств. При этом мы не требуем предоставление залога. Трансформация в банк позволит нам более активно работать с этой категорией клиентов на удовлетворение их потребностей в рабочем капитале, удешевить фондирование, сделать его более доступным и в итоге увеличивать лимиты. Мы видим здесь потенциал роста в четыре раза с текущего уровня. Наше преимущество перед другими банками заключается в том, что мы работаем в тех сферах и регионах, где БВУ в большинстве своем не представлены.

В перспективе мы надеемся зайти еще и в сегмент среднего бизнеса. Но не планируем кардинально пересматривать нашу продуктовую линейку.

Будет ли будущий банк работать с розничным сектором?

— Мы и сейчас работаем с розничными клиентами, но их доля незначительна. Я думаю, что больше ¾ портфеля у нас будет занимать МСБ и около ¼ мы оставим для розницы.

А с государством в перспективе не собираетесь сотрудничать через льготные программы?

— Это не является нашим фокусом. Гипотетически мы можем стать каналом для того, чтобы государство смогло через нас предоставлять своим гражданам какие-то льготные программы финансирования, особенно те, которые будут полезны нашим клиентам. Но на этом мы не собираемся зарабатывать.

Какое количество сотрудников сейчас работает в компании и будет ли увеличиваться штат после трансформации в банк?

— В компании на данный момент работает больше 1100 человек. Ежегодно штат растёт из-за того, что объемы бизнеса увеличиваются естественным образом. Следовательно, это подталкивает нас открывать новые отделения, нанимать больше разработчиков. Я думаю, и дальше всё будет зависеть больше от этих факторов, чем от трансформации как таковой.

Планируется ли дальнейшая докапитализация компании?

— В первом квартале этого года мы уже пополнили уставный капитал на 4,4 млрд тенге. Сейчас капитал составляет чуть больше 15 млрд тенге. К декабрю планируем еще раз увеличить уставный капитал до 20 млрд тенге, то есть до того размера, который в два раза будет превышать минимальное значение уставного капитала для банка второго уровня.

Ожидаются ли изменения в составе акционеров Solva?

— В конце прошлого года в состав акционеров Solva уже вошла одна из богатейших семей на Ближнем Востоке — Савирисы — владельцы международного конгломерата Orascom. Для них это были первые инвестиции в Казахстан, ранее они инвестировали в проекты в Узбекистане.

Сейчас нам пока хватает собственных средств, которые формируются в том числе за счет чистой прибыли компании. Поэтому на ближайшую перспективу не ожидаем каких-либо изменений в составе акционеров. А что будет дальше, посмотрим.

Насколько мне известно, ранее акционеры ставили вопрос о масштабировании бизнеса за пределами Казахстана…

— Да, мы крайне заинтересованы в экспансии группы Solva в страны Центральной Азии с фокусом на финансовые продукты для бизнеса, так как считаем, что проблема недофинансированности МСБ является общерегиональной.

Рассматриваете ли вы для экспансии в ЦА покупку готового бизнеса или намерены создавать там всё с нуля?

— Исторически сложилось, что M&A или покупка готового бизнеса не была сильной стороной нашей группы. Как ни странно, но у нас лучше получалось что-то запустить с нуля и развивать. Однако мы себя считаем все-таки прагматичной компанией, поэтому будем рассматривать разные варианты и найдем лучший для всех.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю