02.06.2016
Источник:
Капитал.kz
С 1 августа 2016 года в Казахстане по инициативе компании Visa будет внедрен принцип нулевой ответственности. Это значит, что держатель карты не будет нести финансовой ответственности в случае мошенничества с картой, если он своими действиями не способствовал осуществлению таких транзакций. Принцип предполагает своеобразную презумпцию невиновности для держателей карт. Банком должно быть проведено расследование, по результатам которого будет приниматься решение: возмещать клиенту украденные средства или нет. И если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием, банки обязаны вернуть клиентам средства, украденные с их карт мошенниками. То есть подход в этом вопросе становится жестче. Но владельцам платежных карточек не стоит расслабляться. Если владелец передал третьим лицам свою карту или данные по ней, с него ответственность не снимается. При невыполнении установленных правил вся ответственность ложится на держателя карты, компенсация потерянных денежных средств в таких случаях не будет производиться.
Принцип нулевой ответственности охватывает транзакции по всем каналам – торговые сети, банкоматы, электронная коммерция. «Если транзакция явно мошенническая, либо произошла по какой-то другой нелегитимной причине, то мы гарантируем сохранность средств владельца карты», – говорит Олег Гриценко, менеджер департамента управления рисками Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. По его словам, эта мера приведет к росту доверия у держателей карт и, соответственно, увеличению доли безналичных платежей.
Интересно, что опрошенные «Капитал.kz» казахстанские банки затруднились прокомментировать эту инициативу и ответить на вопрос: повлечет ли это нововведение ужесточение условий по их услугам и продуктам. Только в Казкоммерцбанке заявили, что фактически уже давно работают по этим правилам и никаких изменений в клиентские договоры держателей карт вноситься не будет.
Пока опыта решения спорных вопросов, прописанных процедур по этой инициативе нет, хотя, например, в США принцип нулевой ответственности работает уже довольно давно. Можно предположить, что банкам доказать факт мошенничества будет достаточно сложно, это может повлечь за собой длительные как по времени, так и по затратам судебные издержки. В любом случае финансовым институтам будет дано определенное время для подготовки и внедрения необходимых инструментов.
В целом обеспечение безопасности транзакций – важный аспект развития электронной коммерции. И, по данным Visa, в нашей стране ситуация с этим вполне оптимистичная. «В Казахстане уровень мошенничества составляет 0, 016%, или 1,6 цента на 100 долларов легитимной транзакции, в то время как средний показатель по миру – 0,07%, или 7 центов на 100 долларов. Стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом в 2015 уровень мошенничества с картами в Казахстане снизился на 28%», – заключил Олег Гриценко.
3% транзакций, совершаемых по картам банков, выпущенным в Казахстане, совершаются в онлайне, при этом 53% от этого количества транзакций осуществляется внутри страны, а 47% – за ее пределами. Это хороший показатель, он свидетельствует о том, что рынок электронной коммерции в стране находится не на начальном этапе развития. Когда рынок делает первые шаги и внутри страны еще не сформировано достаточное количество предложения, доля международных транзакций доходит до 80-90%.