Столкнет ли новый продукт Kaspi с пьедестала сервис объявлений Olx

12.12.2022

Источник: Курсив

Эксперты рассказали «Курсиву», могут ли преимущества финтеха изменить расклад на казахстанском рынке

Финтех Kaspi запустил в своем приложении новый сервис «Объявления» для продажи товаров и услуг. В отличие от обычных классифайдов новичок снижает риски мошенничества за счет интегрированной системы оплаты, а также предоставляет возможность купить некоторые товары в рассрочку, в кредит или на накопленные в приложении бонусы. Могут ли эти преимущества изменить расклад на казахстанском рынке С2С-торговли, «Курсиву» рассказали эксперты.

Запуск нового продукта Kaspi совпадает с трендами – глобальный рынок С2С (consumer-to-consumer) значительно вырос во время пандемии. По оценке консалтинговой компании McKinsey, обороты на таких площадках, как французский Leboncoin и английский Gumtree, за 2020 год выросли больше чем наполовину. Аналитики ожидают, что С2С-торговля продолжит развиваться на фоне все большей озабоченности общества вопросами устойчивого развития.

Разбор по досочкам

В Казахстане этот сектор электронной коммерции тоже растет. Сервис OLX.kz, самый крупный игрок местного рынка, в 2022 году насчитывал более 10 млн пользователей. Такую цифру приводила на тот момент маркетолог «OLX Казахстан» Катерина Маслова на конференции WebPromoExperts в июне этого года. В компании утверждают, что количество сделок на их площадке с января по август 2021 года выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (с 4,6 млн до 5 млн). Более свежих данных нет, на вопросы редакции в сервисе решили не отвечать.

OLX.kz принадлежит южноафриканской компании Naspers и входит в глобальную сеть классифайдов, работающую более чем в 40 странах. В Казахстане сервис появился в 2014 году на месте Slando, другого международного игрока, чей сайт объявлений работал в РК с 2008 года. Naspers выкупил Slando в 2011 году.

Инвестиции и международный опыт быстро помогли OLX выбиться в лидеры казахстанского рынка. И с этих позиций сервис не смогли сдвинуть новые игроки, которые появляются время от времени. Один из таких конкурентов – доска объявлений salexy.kz, которая начала работать на рынке РК в том же 2014 году. В Казахстан salexy пришел из России (там он известен под именем gde.ru). Компания также работает на территории еще шести стран. СEO Salexy Евгений Агеенко объяснил, почему не удалось «подвинуть» OLX.

«В любой стране история всех крупных игроков связана с большими инвестициями. Это десятки миллионов долларов на старте, которые они готовы тратить на рекламу. У нас таких денег не было. Мы с самого начала развивались за счет того, что реинвестировали прибыль. Именно с этим и связано то, что мы не самый крупный игрок на рынке. Безусловно, талант и креатив сотрудников в таких крупных компаниях имеют значение, но все-таки основной критерий – это крупные инвестиции», – комментирует он.

Маркет не супер

В 2014 году заработал еще один сервис объявлений – полностью отечественный Market.kz. Это третий продукт Kolesa Group (ТОО «Колеса»). Сайты kolesa.kz и krisha.kz появились еще в 2006 году параллельно с выпуском одноименных газет (выходили до конца 2014 года). Среди учредителей ТОО «Колеса» значится акционер Kaspi Михаил Ломтадзе. Krisha.kz и kolesa.kz в своих нишах – полноценные конкуренты OLX и, по субъективным ощущениям, опережают как минимум за счет UX. Market.kz таким результатом похвастаться не может.

Krisha, Kolesa и OLX ежегодно входили в рейтинг крупнейших торговых интернет-площадок по версии казахстанского Forbes; Market в этот список не попадал ни разу. 

«Вертикальные площадки по недвижимости, автомобилям, работе действительно лучше развиваются (чем единая доска объявлений. – «Курсив»), потому что там более удобный сервис, экспертиза, уникальный набор полей и т. д. Также похожий объем контента, находящийся в одном месте, позволяет сайту быстрее развиваться и продвигаться в поисковых системах. Квартира, автомобиль – дорогая покупка, это влияет на повторные заходы аудитории. Потому что квартиру человек может долго искать. За счет этого он будет ежедневно заходить на площадку и повышать ее посещаемость. По этой причине Krisha и Kolesa «выстрелили», – предполагает Евгений Агеенко.

Вторая причина, почему Market не смог повторить успех Krisha и Kolesa, по мнению Агеенко, связана с монетизацией – у объявлений с недвижимостью и автомобилями она выше, чем у объявлений с недорогими товарами. «Потому что человек, когда продает квартиру, готов потратить на объявление 10 тыс. тенге. Этих денег не жалко, если квартира стоит 20 млн. Но когда человек продает старый телефон, он не готов инвестировать (в продвижение объявления. – «Курсив»)». В пресс-службе Kolesa Group на наши вопросы по этой теме не ответили.

8-polosa-1024x837.jpg

Kaspi vs OLX

Новый игрок, «Kaspi. Объявления», на казахстанский рынок классифайдов выходит с форой – у него уже на старте есть лояльная к бренду Kaspi аудитория.

«У Kaspi очень серьезная клиентская база. Более того, сервисы объявлений как раз-таки рассчитаны на ту клиентскую базу, которую собрал Kaspi, – это массовый сегмент и немного среднего класса. Потому что все-таки клиенты выше среднего класса и премиум-сегмента не покупают товары на досках объявлений», – считает президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин.

В то же время он отмечает, что пока текущая версия «Kaspi.Объявления» в технологичности немного уступает OLX. «На OLX есть фишки, которых нет на Kaspi.

У Kaspi есть такая особенность: они дают тот минимальный функционал, который устраивает львиную долю их клиентов и не «парятся» над какими-то мелкими фишками, которые интересуют небольшое число клиентов. Я думаю, как раз-таки за счет таких наработанных за многие годы фишек OLX и может быть интересным тем клиентам, которые привыкли к нему. За счет этого OLX может какое-то время жить и продвигаться», – рассуждает Горожанкин. И все же резюмирует, что со временем Kaspi вытеснит главного конкурента. «У меня есть ощущение, что в последнее время ребята (OLX. – «Курсив») стагнируют, где-то года три-четыре. Я вижу, что OLX занял прочно свое место, но дальше почему-то у них нет развития. При этом я наблюдаю за сервисом «Авито» (также принадлежал Naspers. – «Курсив») в России, и я вижу, насколько сильно «Авито» технически продвинулся, как он много ниш там занял. Почему OLX не делает это в Казахстане, мне сложно сказать».

«У ОLX тоже очень сильные ребята, международные, очень толковые, работающие в большом количестве стран мира. Их единственным недостатком может быть скорость принятия решений. Это одна из особенностей международных компаний – то, что локальные офисы и локальные команды не всегда быстрые с точки зрения изменений и принятия решения, поскольку головная команда находится где-то в другой стране», – считает партнер ChocoFamily, эксперт в сфере IT Нуркен Рзалиев. По его мнению, сам по себе «Kaspi. Объявления» может и не стать лидером рынка, но вполне способен сделать это сов­местно с Market.kz. «У Market.kz есть свой трафик, свои клиенты, а Kaspi добавит пользователей из своей экосистемы. В длинную победит та платформа, где будет совершаться больше сделок. Предполагаю, если объединить трафик двух сервисов, то будет хороший результат», – комментирует Рзалиев. В самом Kaspi о том, как они расценивают своего конкурента OLX.kz и о дальнейших планах на новый продукт, «Курсиву» не ответили.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю