Терминальная доступность банков

12.11.2015

Источник: Капитал.kz

Эволюция терминального рынка в Казахстане произошла в кратчайшие сроки, на рынке активизировались не только специализированные компании, но и финансовые институты. Последние, кстати, довольно быстро осваивают это поле, поскольку это выгодно не только им, но и клиентам. Несмотря на то что этот рынок довольно насыщен, игроки планируют продолжать увеличение количества терминалов самообслуживания.

Международное исследование, проведенное компанией IDNT, выявило, что глобально аудитория перекредитованных клиентов в Казахстане увеличилась с 12% по итогам 2013 года до 23% по итогам 2014 года. Это, собственно, означает, что банкам необходимо предлагать новые услуги, и на первое место для завоевания новых и поддержки существующих клиентов выходят сервис и дополнительные «фишки».

Всегда быть рядом

Как нам рассказал Александр Сиротенко, генеральный директор компании «Уникум», терминалы – один из многих, но довольно эффективных способов для привлечения как новых клиентов, так и удержания старых. Напомним, что «Уникум» – лидер в производстве оборудования и технологий для индустрии автоматизированной торговли и оборудования для приема платежей (платежных терминалов) в России.
По словам главы компании, сегодня в выигрыше оказываются те фининституты, которые смогут найти индивидуальный подход к каждому конкретному клиенту и будут развивать потребительские сервисы. И терминалы, по его мнению, – один из способов оказаться рядом с клиентом в повседневной жизни.

«Лидером по приобретению терминалов был Kaspi Bank, причем не только у нашей компании, но и по рынку Казахстана в целом. Сегодня в общей сложности этот банк имеет сеть по всему Казахстану из 4000 устройств. Этот банк готов обслуживать своих клиентов круглые сутки, затрачивая минимум человеческих ресурсов», – пояснил Александр Сиротенко. При этом он ожидает, что в первом квартале 2016 года среди клиентов окажутся ряд новых банков.

Это подтверждают и заявления некоторых финансовых институтов относительно внедрения собственной терминальной сети. Так, летом этого года АТФБанк объявил об активном покрытии филиальной сети терминалами самообслуживания. В настоящее время, по данным фининститута, их установлено 15. В планах оснащение терминалами всех отделений.

Как рассказал Ильдар Мухамеджанов, директор департамента маркетинга АТФБанка, фининститут развивает дистанционные каналы банковского обслуживания, к которым в том числе относятся и терминалы самообслуживания, прежде всего, по двум основным причинам. «Во-первых, для того чтобы предложить клиенту удобный и быстрый сервис. Во-вторых, чтобы перераспределить поток по быстрым операциям и снизить нагрузку на кассы, в результате чего сокращаются очереди. Кроме того, АТФБанк проводит мероприятия по развитию собственной сети платежных терминалов в целях развития инфраструктуры приема и обслуживания банковских карточек», – пояснил Ильдар Мухамеджанов.

Между тем в Kaspi Bank считают, что самое главное – это найти путь к сердцу клиентов, поскольку им удобна близость банка через терминалы. «Не нужно никуда ходить, отстаивать очереди. К тому же терминалы нашего банка оснащены самыми широко востребованными услугами, и они стоят в местах с высокой проходимостью клиентов, а также имеют самую дешевую комиссию, какая только может быть – 0 тенге, все терминалы окупаемы. На сегодня мы один из немногих банков, у которого нет комиссий при оплате через терминал», – пояснили в банке.

Небольшой игрок Банк Астаны также активно работает с терминалами, которыми оснащены все отделения банка и несколько торговых центров.

В фининституте рассказали, что цель развития терминальной сети – это оказание удобного и льготного в комиссиях сервиса для клиентов. «Создавая собственную сеть платежных терминалов, банк не планировал большой прибыли, мы стремились предложить своим клиентам удобный сервис по моментальной оплате товаров и услуг с минимальными комиссиями. Несомненно, банк будет развивать свою сеть, так как бизнес, связанный с платежными терминалами, не новый, но и не теряет своей привлекательности. Развитие терминальной сети предполагается производить именно в направлении размещения терминальной сети банка в крупных/средних торговых точках и бизнес-центрах», – отметила Юлия Ким, заместитель председателя правления Банка Астаны. По ее словам, банк взимает минимальную комиссию с клиентов, а по некоторым отдельным услугам комиссия отсутствует вообще.

В Банке Хоум Кредит подтверждают, что ни за одну услугу, оплаченную через сеть терминалов фининститута, не придется оплачивать комиссию, что само по себе не так часто встречается на рынке. «Сеть терминалов нашего банка позволяет населению легко и быстро оплатить различные услуги без комиссий и в любое удобное время. Целью этого проекта является обеспечение высокого уровня обслуживания и доступность наших услуг», – отметила Ирина Шейкина, руководитель службы по связям с общественностью Банка Хоум Кредит. Для сведения: на сегодняшний день банком установлено 287 терминалов и 39 терминалов с функцией для выдачи наличных средств посредством биометрической и динамической идентификации клиента. «До конца текущего года мы планируем увеличить количество терминалов минимум на 40%. Кроме того, значительное расширение сети планируется в 2016 году», – отметила руководитель службы по связям с общественностью Банка Хоум Кредит.

Не стоит отрицать, что рынку есть куда развиваться – все еще есть спрос на терминалы в регионах. «Мы регулярно получаем запросы от наших клиентов, потому что терминалы оплаты являются очень удобным инструментом: через одно устройство можно быстро оплатить всевозможные услуги – от сотовой связи до счетов за воду и электричество. Без доступа к компьютеру и интернету, нет необходимости регистрироваться на сайтах разных компаний - поставщиков услуг», – подчеркнула Ирина Шейкина.

К тому же, пояснила она, с точки зрения клиента наличие терминальной сети это удобно и доступно, с точки зрения бизнеса дает массу дополнительных возможностей и выгод. Дистанционные платежные сервисы в ближайшей перспективе могут стать наиболее востребованной банковской услугой в Казахстане, прогнозирует она.

Быть удобным для каждого

Один из крупнейших игроков рынка терминальной сети среди банков Kaspi Bank отмечает, что стремится увеличить их пропускную способность за счет расположения в наиболее проходимых местах, а также снабдив их возможностью оплаты самыми востребованными населением услугами. «Это в первую очередь сотовая связь, коммунальные услуги и возможность пополнить депозит или погасить взнос по кредитной карте. Согласитесь, это то, что все мы делаем как минимум один раз в месяц», – пояснили в банке.

«Наши терминалы узнаваемы – они имеют яркую окраску и удобный внешний вид. Но популярны они прежде всего потому, что мы первые на рынке перестали брать комиссию за проведение оплат. А бесплатное – самое выгодное. Это понимают и наши клиенты, и казахстанцы, которые, не являясь клиентами Kaspi Bank, пользуются терминалами для оплаты услуг связи и других платежей. В результате за один год мы смогли увеличить количество оплат с одного терминала в 2 раза, а объем оплат – в 2,5 раза. Не все, но некоторые банки также стали отказываться от комиссий с клиентов», – рассказали Kapital.kz в пресс-службе Kaspi. «Терминальная сеть банка зарекомендовала себя с выгодной стороны для казахстанцев, а определенная часть новых клиентов банка – это те, кто оказался ею довольны. Клиент также имеет возможность открыть Kaspi-кошелек на сайте kaspi.kz. Через терминалы он может пополнить, а затем осуществлять массу действий оплатить коммуналку, заплатить за скидочные купоны и т. д.», – пояснили в банке. По информации пресс-службы Kaspi, сначала люди пользуются терминалами, а затем банк делает прямо через дисплей терминала индивидуальное маркетинговое предложение, от которого потребитель не захочет отказаться.

«В наших терминалах мы решили не ограничиваться только приемом наличных, а внедрить терминал, который, помимо возможности принимать купюры, будет оснащен модулями для работы со штрих-кодами, банковскими картами и прочими услугами. Подобные меры позволили существенно снизить долю ошибок при работе с терминалами», – отметила Ирина Шейкина. По ее словам, чаще всего терминалы банка используются для оплаты кредитов, а также для пополнения депозитов и сотовой связи, такие транзакции составляют почти 90%. Кроме того, она добавила, что целью банка является не сбор комиссий за использование терминалов, а повышение удобства в обслуживании клиентов.

«Посредством наших платежных терминалов можно оплатить наиболее востребованные услуги, такие как мобильная связь, коммунальные платежи, телекоммуникации, кабельное телевидение, доступ в интернет, MLM-компании, букмекерские конторы, оплата купонов и скидок, а также совершать операции по пополнению счетов банка (пополнение счета/карты/депозита/погашение кредита). Список поставщиков услуг активно пополняется, и мы уверены, что нашим клиентам понравится пользоваться нашими услугами и со временем мы сможем занять свою нишу на рынке платежных терминалов», – пояснила Юлия Ким.

Ильдар Мухамеджанов отметил, что терминалы самообслуживания АТФБанка клиенты могут использовать для погашения кредитов и пополнения депозитов. Возможно и проведение переводных операций по счетам. «Клиенты также смогут пополнять валютные счета в тенге по курсам банка и осуществлять перевод с текущих счетов, открытых в банке, на карточные счета соответственно», – отметил Ильдар Мухамеджанов. Он также подчеркнул, что после авторизации в «Личном кабинете» можно получить информацию по остаткам на счетах и графику погашения кредита. Кроме того, клиенты смогут совершать переводы за наиболее востребованные сервисы: мобильную связь (7 поставщиков), коммунальные услуги (15 основных поставщиков, комиссия 50/100 тенге), платежи в бюджет (штрафы, налоги, комиссия 200 тенге). Все платежи/переводы можно осуществить как наличными денежными средствами, так и с помощью пластиковой карточки банка.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю