Черная банковская дыра

26.02.2018

Источник: Литер

Выступая на расширенном заседании Правительства, Глава государства Нурсултан Назарбаев подверг резкой критике положение дел в банковском секторе

Президент отметил, что у всех перед глазами тотальное воровство денег государства и народа – БТА Банком во главе с Мухтаром Аблязовым. По всему миру раскрыты преступные схемы.

«Создали банк, в него поверили, пошли люди, национальные компании, и теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги, а Национальный банк наблюдает за этим. Что это такое?», – сказал Президент.

Председатель Нацбанка Данияр Акишев признал, что вместо реального решения проблем банками была проведена реструктуризация, переквалификация заемщиков, отдельные кредиты были списаны, но масштабного оздоровления баланса финансовой системы так и не произошло.

«Некоторые участники рынка продолжали вести рискованную политику в части кредитования лиц, связанных с акционерами и менеджментом. Однако если в 2000-е годы такая деятельность финансировалась за счет заемных средств денег из-за рубежа, то в последние годы – за счет средств государства. Госхолдинги и квазигосударственные компании на счетах банков сейчас имеют более 7,2 трлн тенге. В 2010 году это было 2,5 трлн тенге. Рост – в три раза. Доля таких средств в обязательствах банков выросла с 20% до 34%. В результате многие средние банки стали крупными, мелкие превратились в средние. Это нормальный процесс роста, если он выстроен на дифференцированных источниках фондирования. И сопровождается разумным подходом к использованию привлеченных денег. Однако примеры прошлого года продемонстрировали отсутствие такого подхода у некоторых банков», – сказал Акишев.

Опасная концентрация проблем

В секторе произошла опасная концентрация проблем. Она усилилась после значительного изменения курса национальной валюты еще в 2015 году. Без реального оздоровления банковского сектора невозможно было решить задачи по возобновлению фондирования реального сектора экономики, подчеркнул глава регулятора.

Глава государства спросил, для чего тогда нужен надзорный орган, если эти акционеры никуда не делись, они здесь. Они создали банк, для того чтобы накопить деньги, потом вытащить оттуда. Это, по словам Президента, воровство средь бела дня.

Акишев заверил, что Нацбанком подготовлен законопроект, чтобы предотвратить повторение ситуации со злоупотреблениями и нецелевым использованием денег финансовыми институтами.
«Критика Президента абсолютно справедлива. Очевидно, Нацбанк как регулятор значительно опоздал с реальным решением проблем банковского сектора, которые копились, начиная еще с 2008–2009 годов. Статистика показывает, что 90% проблемного портфеля выдано банками с 2006 по 2015 год. То есть кредитная активность, особенно в тех банках, где были выявлены наибольшие злоупотребления в нецелевом использовании денег, осуществлялась долгие годы и была выявлена относительно недавно», – отметил глава Нацбанка.

Регулятор сообщил, что начиная с 2010 года, банки аккумулировали на своих балансах большие суммы денег квазигосударственного сектора и населения. До 2016 года многие банки пользовались этими деньгами по своему усмотрению без взвешенной кредитной политики. Отдельно нужно разбираться, как и почему деньги квазигоссектора попали в ненадежные банки.

Чтобы это не повторялось дважды

Нацбанк поделил банки на три группы. В первой – ведущие осмотрительную кредитную политику. Во второй – банки, пытающиеся следовать правильной политике кредитования, но имеющие большой плохой кредитный портфель. Они попали под программу оздоровления. В третьей – мелкие и средние банки, которые вели политику кредитования преимущественно акционеров.
По словам Президента, состоятельные люди хотят иметь банк, пусть создают и работают. В большинстве – это частные организации, государство не имеет к ним никакого отношения.

«А потом проваливаются – и государство должно их поддержать? Нельзя! Создали – пусть отвечают до конца. Но общая экономика, кредитование экономики требовали оказания поддержки. Эту поддержку самым крупным системообразующим банкам Нацбанк оказал. Теперь надо следить, чтобы это не повторялось каждый раз», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Регулятор подчеркнул, что Нац­банк должен обладать большими возможностями по превентивному воздействию на банк, проводящий высокорискованную политику. Это так называемый риск-ориентированный надзор, который позволит не допустить повторения аналогичных проблем в секторе и усилит защиту интересов потребителей финансовых услуг. От этого выиграет и государство. В случае ухудшения ситуации в любом банке предусматривается разделение его рисков между крупными кредиторами посредством законодательного закрепления механизма, который позволит сократить нагрузку на государство. Для этого требуется скорейшее принятие поправок в закон о Нацбанке и в профильное законодательство.

Стоит отметить, что, согласно данным Ассоциации финансистов Казахстана, отношение активов БВУ к ВВП страны снизилось в прошлом году впервые за долгое время.

Активы БВУ сократились

Кредитный портфель БВУ по итогам 2017 года сократился на 12,4% (1,9 трлн тенге) до 13,6 трлн тенге.

Достаточно резкое снижение базовой процентной ставки до уровня 9,75% с коридором +/-1% привело к падению доходности на денежном рынке страны вблизи нижней границы базовой ставки, а доходность недельных нот регулятора снизилась до 8,85% годовых (снижение за 2017 год составило 2,63% до 9,25% годовых). За прошлый год доходность операций РЕПО опустилась с 12,2% до 9,3% годовых, а в секторе валютных свопов выросла с 6,3% до 9,9% годовых.

Доля всех кредитов с просрочкой платежей в системе за 2017 год увеличилась с 12,2% до 14,6% (2,0 трлн тенге). Кредиты с просрочкой платежей более чем 90 дней на конец года составили 1,3 трлн тенге, или 9,31% всего ссудного портфеля. Совокупный чистый убыток банковского сектора по итогам 2017 года составил 18,7 млрд тенге, главным образом за счет понесенных ККБ и Bank RBK убытков в размере 394,2 и 104,6 млрд тенге, соответственно. При этом без учета указанных финансовых институтов прибыль банковского сектора составила 480,1 млрд тенге (рост на 19,5%).

Выжить без господдержки

Таким образом, ситуация в секторе тревожная, а владельцы банков вместо рационального использования госсредств, которые выдавались на его оздоровление, часто занимались их сомнительным перераспределением и фактическим воровством, о чем и сказал Президент. Сможет ли Нацбанк исправить ситуацию? Остается надеяться. С другой стороны, выживет ли сектор без государственных дотаций, что также остается под вопросом.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов в комментарии «Литер-НЕДЕЛЕ» отметил, что маленькие банки смогут выжить и без господдержки, потому что у них небольшой круг клиентов и им легко контролировать свои риски. Можно сказать, что они практически знают всех своих клиентов в лицо. Средним банкам нужно уже напрягаться для выживания – или расти и забирать клиентов у гигантов, или сокращаться и забирать клиентов у маленьких банков.

Крупные банки сильно зависят от экономической ситуации, господдержки и административного ресурса. По показателям банковского сектора на 1 января 2018 года – докапитализация не помешает не менее 5–7 банкам из среднего сегмента. Причина в том, что не все банки признают убытки по выданным кредитам, надеясь на улучшение ситуации. Результаты первого полугодия 2018 года покажут точнее, заметил он.

«Из-за того, что, как правило, один банк принадлежит одной финансово-промышленной группе, – слияния можно будет прогнозировать по политическим изменениям, перестановке чиновников и расширению/сужению доступа той или иной группы к государственным ресурсам. Думаю, банкам сейчас не до поглощений. А вот возможность слияний можно будет понять по результатам первого квартала – как банки будут работать с проблемными заемщиками. Показатели по просроченным платежам пока не ужасные, а вполне отражают сужение экономики Казахстана до узкого ряда отраслей. Уровень NPL 90+ вызывает сомнения и, вероятно, требует проверки стресс-тестом в закрытом режиме. Нынешнее состояние банковской системы можно охарактеризовать как транзитное. Невозможно дать характеристику всему сектору, потому что у нас он делится на три группы», – заметил он.

Сектор не рухнет

Аналитик считает, что маленькие банки, которые в основном выдают розничные кредиты, – поживают неплохо. Средние банки испытывают проблемы с небольшой частью розничных клиентов и с половиной корпоративных клиентов. А вот большие, которые активно кредитовали большие корпорации, – испытывают серьезные проблемы из-за сокращения экономики страны. В значительной части крупные банки выживают благодаря поддержке государства. Однако все же данная поддержка имеет и оборотную сторону – особенно субсидирование государством процентных ставок по кредитам. Она помогает банкам, но сдерживает развитие и прогресс банков, потому что нет очистки сектора от слабых игроков.

Финансист Мурат Темирханов отметил, что самая крупная проблема, которая могла привести к катастрофе в банковской системе и во всей экономике в целом, была в Казкоммерцбанке. Эта проблема называлась кредит БТА банку в сумме более 2 трлн тенге. Когда этот очень опасный вопрос был решен, то уже появилась уверенность, что катастрофа миновала банковскую систему.
Затем в рамках программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Нацбанк утвердил и уже полностью выделил 650 млрд тенге для пяти крупных казахстанских банков: АО «Цеснабанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «АТФБанк», АО «Евразийский банк» и АО «Bank RBK». При этом уровень проблем в пяти банках в сумме был в разы меньше, чем в одном Казкоме.

«По моему мнению, все самые серьезные проблемы в банковской системе уже решены, и если еще что-то произойдет, то это не окажет значительного влияния на всю банковскую систему. Я полностью согласен, что больше не нужно оказывать государственную помощь ни одному банку. Пускай решают свои проблемы сами, а если не смогут, то их нужно просто банкротить. С этой точки зрения, по всей видимости, на некоторое время прекратятся новые слияния и поглощения. По поводу роста кредитов с просрочкой платежей более чем 90 дней можно сказать, что, скорее всего, эта цифра до сих пор занижена. Об этом говорил сам Нацбанк и об этом говорят все международные рейтинговые агентства. Остается надеяться, что мы когда нибудь увидим реальные цифры. Регулятор говорил о цифре в 25% в августе 2017 года. В любом случае, как я говорил ранее, все основные проблемы с неработающими кредитами уже решены или находятся под контролем Нацбанка», – заключил Мурат Темирханов.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы
Возврат к списку новостей
Рекламодателю