04.06.2015
Источник:
investfunds.kz
Официальный курс тенге к доллару оставался недвижимым почти семь недель. Он словно завис на одном уровне – 185,8, в то время как эксперты, и прежде всего, западные и российские, не устают говорить о необходимости девальвации тенге в 2015 году. И вот в прошлую пятницу маятник качнулся – курс опустился до 185,95 тенге за доллар.
Что это: предвестник бури?
– За счет каких факторов курс тенге к доллару оставался практически на одном уровне в течение продолжительного времени – 185,8?
Айвар БАЙКЕНОВ, директор департамента аналитики брокерской компании «Асыл-Инвест»: Нацбанк удерживает курс примерно на одном уровне путем интервенций на валютном рынке. К тому же давление на курс постепенно снижается по мере укрепления российского рубля и роста стоимости нефти на мировых рынках. В итоге мы видим стабилизацию на казахстанском валютном рынке, где ежедневные объемы сделок в пределах исторической нормы. Также существенное влияние оказали и убедительные заявления властей о том, что резких скачков курса не будет.
Антон СОРОКО, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Ценообразование тенге не является свободным, Нацбанк РК определяет коридор колебания котировок во время торгов. Остальные участники рынка приспосабливаются к этому, в частности и работающие с розничными клиентами.
Анна БОДРОВА, старший аналитик Альпари: С одной стороны, цены на нефть сейчас смотрятся нейтрально для бюджета Казахстана, который связан с сырьевым экспортом. Это положительно влияет на позиции тенге. Ни для кого не секрет, что Нацбанк стабилизирует курс тенге путем валютных интервенций. Сейчас, при цене барреля нефти в диапазоне $63-66, необходимости в масштабных интервенциях нет. Политические риски в стране минимальны. Все это в комплексе позволяет тенге сохранять стабильность в паре с долларом США.
– Какова активность покупателей-продавцов в отношении доллара на казахстанском валютном рынке?
Анна Бодрова считает, что активность в паре доллар/тенге средняя, а в паре евро/тенге незначительная.
Анвар Байкенов: В целом, покупателей сегодня не так много. В основном это отдельные импортеры или компании, у которых есть потребность в погашении валютных займов. Опять же ситуация такая, что мы в большей степени наблюдаем процесс продажи американской валюты в свете ослабления девальвационных ожиданий.
– Есть ли информация о том, что государственные компании, имевшие на своих счетах долларовые активы, стали переводить их в тенге?
– Таких данных мы не имеем. Но по экспортерам мы не видели никаких движений, - комментирует Анвар Байкенов.
– Каковы были интервенции Нацбанка РК на валютном рынке в 2014 году? Каков их объем с начала этого года?
– Сложно назвать конкретные цифры, так как использовались различные инструменты: как прямая продажа валюты, так и предоставление валютных свопов. Но с начала года ситуация стабилизировалась, и интервенции минимальные, - считают в компании «Асыл-Инвест».
Анна Бодрова: Нацбанк РК не публикует данных по интервенциям в открытом доступе. Грубую оценку интервенций можно провести на основе активности рынка в утренние часы торгов и технических сигналов, но это будет весьма приблизительным значением в широком диапазоне. Известно, что в августе 2014 года ЦБ Казахстана потратил не менее 10% своих ЗВР на стабилизацию курса тенге.
– На ваш взгляд, при каких условиях потребуется девальвация тенге? Если потребуется девальвировать тенге, то какой из двух сценариев следовало бы выбрать: одномоментное снижение курса или плавное?
Айвар Байкенов: Действительно, определенный курсовой дисбаланс имеется. Многие валюты, как развитых, так и развивающихся стран существенно ослабли против американского доллара. Но не стоит забывать о том, что в начале прошлого года так сказать авансом уже прошла одна девальвация. Сейчас по-прежнему присутствует давление со стороны рубля, но и оно постепенно уходит по мере нормализации ситуации в российской экономике и роста нефти. Тем не менее, плавный сценарий ослабления тенге был бы, так или иначе, желательным.
Антон Сороко берет шире: С начала 2015 года ситуация в банковском секторе Казахстана складывается не самая лучшая. Признаками формирования кризиса ликвидности здесь можно назвать резкий рост процентных ставок. В целом, ситуация явно не располагает банки к активным действиям на кредитном рынке, особенно в ситуации, когда у кредитных организаций очень мало возможностей по получению <длинного> финансирования. Полагаем, что риски проведения разовой девальвации в Казахстане за последние месяцы существенно выросла.
В частности, такая осторожность как корпоративных, так и частных финансов складывается из опасений очередной девальвации национальной валюты. Тем не менее, на фоне стабилизации ситуации на валютном рынке РФ этот риск должен постепенно уменьшаться, а значит, и деловая активность частного сектора будет расти.
Анна Бодрова: ЦБ остается сторонником одномоментных девальваций. Это наименее болезненно и для экономики, и для бизнеса, и для населения.
Мгновенная девальвация, считают эксперты, наиболее безболезненна. Однако эта девальвация, когда она делается неожиданно и в непрогнозируемый момент, очень сильно бьет по незащищенной прослойке населения и по компаниям тоже. Например, в девальвации-2014 наиболее пострадали банки и компании, в том числе национальные, с тенговыми активами.