Девальвация тенге приведет к сокращениям на рынке труда

08.09.2015

Источник: КАПИТАЛ

Девальвация тенге приведет к сокращению вакансий на рынке труда, считают аналитики, опрошенные агентством «Интерфакс-Казахстан».

«Многие работодатели сейчас находятся в режиме ожидания, пытаются понять, как будет развиваться ситуация. Количество вакансий сократится, так как из-за неопределенности работодатели будут «замораживать» открытые позиции и приостанавливать подбор персонала. Вероятность выхода на рынок новых игроков, которые планировали сделать это, сократится, некоторые представительства зарубежных компаний могут уйти из страны. Однако говорить об этом как о тенденции тоже пока нельзя», - считает директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan Анна Ковинская.

Также, как отметила собеседник агентства, «требования к потенциальным сотрудникам ужесточились, и эта тенденция сохранится, все больше будут цениться соискатели, готовые работать на результат, с подтвержденным опытом и развитыми профессиональными компетенциями». По ее данным, наблюдается сокращение штата в компаниях.

«Сокращения уже потихоньку начались, об общем их масштабе судить пока рано. Компании будут оптимизировать штат, чтобы приспособиться к изменившейся экономической ситуации. Первыми в этой ситуации пострадали локальные компании, которые делают закупки в евро или долларах, а доход получают в тенге. В них уже начались сокращения. Это относится в первую очередь к фармацевтическим компаниям, совершающим закупки в иностранной валюте. Также это затронет предприятия по добыче и переработке сырья, которые закупают оборудование за границей», - говорит А. Ковинская.

В компании АНКОР считают, что рынок труда находится в некотором оцепенении – количество открытых вакансий и количество активных соискателей сократилось. Работодатели стараются переоценить свои бюджеты, а кандидаты - свои возможности для риска, сопровождающего смену работы.

В целом, по мнению представителей АНКОР, рынок труда будет постепенно становиться «рынком работодателя».

«Потребность в персонале будет всегда, но конкуренция среди профессионалов за привлекательные рабочие места вырастет однозначно», - считают в компании.

Новые вакансии, по мнению аналитиков АНКОР, появляются и будут появляться в силу стандартной текучести кадров, а также для реализации крупных промышленных проектов, возможного выхода на рынок Казахстана новых компаний. В частности, в новых экономических реалиях интерес к Казахстану наблюдается со стороны европейского бизнеса.

«Сокращения персонала происходят в самых крайних ситуациях, когда речь уже идет о спасении бизнеса компании или ее закрытии. Уровень потребительской способности населения будет сокращаться, соответственно, одними из первых «пострадают» такие отрасли, как розничная торговля, фармацевтика, ресторанный бизнес, развлекательные услуги. Если пойдет речь о сокращениях, то в первую очередь обычно оптимизируют количество административного персонала и неспециализированного персонала, занятого на производстве», - считают в АНКОР.

Специалисты HR-агентства Forsage провели экспресс-опрос среди 700 компаний-работодателей в Казахстане - представителей крупного и среднего бизнеса разных индустрий. 97% респондентов не подтвердили возможность сокращений персонала в ближайшем будущем.

«В крупных промышленных предприятиях и банковском секторе сокращения уже прошли ранее и новых не планируют. Возможные сокращения будут связаны, скорее всего, с реструктуризациями компаний, вызванных слияниями-поглощениями», - уточнила директор HR агентства Forsage Елена Грищук.

Тем не менее, по ее мнению, большого количества новых вакансий ожидать не приходится, так как большинство компаний оптимизируют функции, распределяя работу между существующими сотрудниками.

«Возможны замены в командах менеджеров - на более дешевых и эффективных специалистов. Прогнозируем новый виток российских экспатов в казахстанском бизнесе в связи с кризисом рынка труда в России. Рекомендуем казахстанским специалистам не питать иллюзий насчет того, что можно будет легко найти работу сейчас с высоким уровнем заработной платы, соответствующим периоду начала 2013 года. Такого сейчас нет», - отметила эксперт.

В группе компаний HeadHunter считают, что в современных условиях компании будут принимать меры для сохранения и увеличения прибыли, удержания ценных сотрудников.

«Каждая компания придерживается своего курса - единого решения для всех нет. Тем не менее организациям следует учитывать, что работа с персоналом, удержание ценных кадров и привлечение мотивированных и лояльных кандидатов позволит бизнесу наращивать прибыль и добиваться больших результатов. Человеческие ресурсы всегда будут самым ценным капиталом компаний», - уточнили в ГК.

Что касается заработных плат, то, по мнению директор компании Antal Kazakhstan, значительного сокращения уровня зарплат после девальвации не ожидается.

«При необходимости работодатели в первую очередь будут ужесточать KPIs и урезать бонусную часть вознаграждения сотрудников. Сократить размер заработных плат работодателям будет сложно еще и по причине того, что из-за девальвации тенге возможен рост зарплатных ожиданий со стороны соискателей», - уточняет А. Ковинская

В компании АНКОР говорят, что все действия работодателей в отношении условий найма сотрудников будут зависеть от состояния конкретного бизнеса или отрасли, а также от наличия подходящих специалистов в достаточном для оптимального выбора количестве.

«В секторах рынка, где годами складывалась ситуация дефицита нужных специалистов и была высокая конкуренция среди работодателей за лучшие кадры, заработные платы будут индексироваться. Речь идет, например, о технических специалистах для сложнейших производственных процессов, где используется современное высокотехнологичное оборудование. Работодатели заинтересованы в удержании ценных профессионалов, поэтому будут прилагать усилия, несмотря на кризис», - отметили в компании.

Подчеркнув, что в некоторых отраслях или для некоторых категорий персонала условия найма будут ухудшаться – от сокращения заработной платы до применения схем неполной занятости, периодов простоя и т. п.

«Это типичные инструменты, используемые для преодоления временных трудностей в бизнесе, направленные на сохранение рабочих мест», - считают в компании.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю