20.07.2016
Источник:
Forbes.kz
Правительство РК, как и обещало, вывело экономику из рецессии в плюс по итогам первого полугодия. Но пока растет не столько экономика, сколько государственные инвестиции в нее
Прощай, рецессия?
Премьер-министр Карим Масимов еще 9 июля сообщил в своем твиттер-аккаунте, что казахстанская экономика вышла в положительную зону, однако подробности этого «экономического чуда» остались нераскрытыми. Лишь спустя десять дней правительство объяснило, к какому плюсу и за счет чего мы пришли. Плюс оказался, собственно говоря, чисто символическим – всего 0,1% по итогам первого полугодия. Учитывая неизбежные статистические погрешности (ВВП - слишком сложная штука, чтобы ее можно было подсчитать досконально точно), грань между ростом, стагнацией и рецессией еще чрезвычайно зыбкая.
Очевидно, правительству сейчас как воздух нужны хорошие новости, поэтому оно поспешило уже заявить о выходе в положительную зону как о свершившемся факте. Тем не менее, чтобы понять, насколько это объективно, в таких случаях следует смотреть не на обобщенную цифру ВВП, а на факторы, которые на нее влияют.
Среди отраслевых точек роста, по данным министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, лидирует строительство - 6,6%, за ним следуют транспорт - 4,3%, сельское хозяйство - 2,7%. Обрабатывающая промышленность также показала небольшой, но все же рост - 0,5%.
Этого оказалось достаточно, чтобы перебороть негативное влияние низких цен на нефть, которые в первом полугодии 2016 так и не покорили отметку $50 за баррель, тогда как в первом полугодии 2015 держались на уровне $60 за баррель.
Если это действительно так, то получается, что Казахстан успешно преодолел сырьевую зависимость, и экономика растет даже при дешевеющей нефти. Случилось то, о чем мы давно мечтали.
Антикризисный рост
В то же время подъем всех этих отраслей стал возможен благодаря резкому увеличению инвестиций в основной капитал, которые за первое полугодие выросли на 8,5%. При этом инвестиции в сельском хозяйстве увеличились на 48,6%, в промышленности – на 12,8%, в операциях с недвижимым имуществом – на 5,4%. Правительство подчеркивает, что главную заслугу в этом сыграли государственные инвестиции в рамках антикризисного пакета мер, госпрограмм «Нурлы жол» и ПИИР.
Иными словами, экономика пока еще находится на «допинговой» поддержке, источником которой являются все те же нефтяные доходы, ранее саккумулированные в Нацфонде. По данным вице-министра финансов Руслана Даленова, уже освоено 297 млрд тенге, выделенных на антикризисные меры, на второе полугодие в бюджете осталось еще больше - 510 млрд тенге.
Учитывая эти цифры, прогноз Куандыка Бишимбаева, что экономика по итогам года может вырасти даже быстрее запланированных 0,5%, представляется весьма вероятным.
«Если освоение по программе «Нурлы жол» и антикризисным средствам будет полностью выполнено в оставшиеся месяцы, мы можем рассчитывать на более высокий рост в районе 1%», - заявил министр.
То есть правительство и не скрывает, что ситуация в экономике полностью определяется госвливаниями.
Смена иглы
Как сообщил глава экономического ведомства, за январь-май экспорт сократился на 31,8%, импорт - на 27%. В целом же внешнеторговый оборот схлопнулся сразу на 29,9%, то есть присутствие Казахстана на мировом рынке снизилось всего за полгода на треть.
Стремительное сворачивание внешней торговли означает смену прежней экономической парадигмы, когда мы получали большую экспортную выручку от продажи нефти и тратили ее на импорт потребительских товаров. Теперь потоки доходов и расходов вынуждены становиться более рациональными.
Однако проблема в том, что мы не просто уходим от нефтяной зависимости, а меняем ее на зависимость от государственных инвестиций. А она является ничем иным, как той же нефтяной зависимостью, только отложенной во времени.
Безусловно, правительство должно добиваться экономического роста, и ему важны положительные индикаторы: ВВП, зарплаты, инвестиции. Но в среднесрочной перспективе нарастают такие структурные проблемы, как постепенная атрофия финансовой системы, снижение конкурентоспособности реального сектора, который ориентируется не на потребительский спрос, а на государство.
С этой точки зрения говорить о выходе в положительную зону еще рано. Правительству следует сосредоточиться не на том, чтобы добиться роста ВВП любой ценой, а на том, чтобы зафиксировать потолок госинвестиций в экономике и не превышать его, работая над механизмами запуска частных инвестиций.