Глава банка «Хоум Кредит» — РБК: «Госбанки «дозакредитовали» население»

08.07.2015

Источник: rbc.ru

О выживании розничного банка в кризис, виновных в закредитованности населения и желании санировать другие кредитные организации РБК рассказал предправления «Хоум Кредита» Юрий Андресов

«Конечно, ощущаем сжатие спроса»

​— Вы возглавили банк полгода назад, в довольно трудный для него период: убыток «Хоум Кредита» в России в 2014 году составил 4,5 млрд руб. против прибыли в 11,1 млрд руб. по итогам 2013-го. Вы сразу согласились занять должность предправления?

— На самом деле не размышлял. Я ведь не «внешний» человек, работаю в банке с 2003 года и достаточно хорошо его знаю, понимаю, куда мы идем.

— Даже сейчас, в кризис?

— У меня опыт успешного прохождения двух кризисов — 1998 и 2008 годов.

— Но нынешний кризис отличается от предыдущих: он «вялотекущий», обещает быть затяжным.

— Совершенно верно. Но ситуация в целом похожа: упали доходы населения, изменилась структура трат, рынок существенно сузился, снизились объемы кредитования. Следовательно, базовые методы работы, независимо от длины кризиса, те же: сокращение расходов, ужесточение требований к заемщикам. Например, мы сократили число отделений и легких офисов, в которых выдавали кредиты наличными. Что касается закредитованности населения, то в этом большую роль сыграли госбанки. Коммерческие банки уже вовсю «закручивали гайки», а госбанки продолжали активно кредитовать, и именно они «дозакредитовали» население.

— «Хоум Кредит» одним из первых в рознице перестал выдавать кредиты высокорисковым заемщикам. По какой причине?

— Еще в начале 2013 года мы заметили первые признаки закредитованности. Даже те клиенты, которые раньше исправно платили по кредитам, начали допускать просрочки. Мы понимали, что это может привести к лавинообразному росту неплатежей. Поэтому мы приняли срочные меры. Резко повысили требования к заемщикам, усилили взаимодействие со всеми кредитными бюро, ограничили частоту получения кредитов.

— А где вы с «ужесточенными» требованиями возьмете новых заемщиков, чтобы наращивать кредитный портфель? Ведь рынок перенасыщен. Аналитики Райффайзенбанка считают, что у половины экономически активного населения уже есть потребкредиты, а остальные, скорее всего, не желают жить в долг, особенно в текущей экономической ситуации.

— В феврале этого года мы проводили опрос среди наших активных заемщиков, которые ни разу за все время сотрудничества с банком не допустили просроченного платежа. По его итогам выяснилось, что четверть этих людей, а в отдельных регионах и треть, собираются взять новый кредит. На первом месте по востребованности — нецелевые кредиты наличными, на втором — POS-кредиты, то есть займы на покупку товаров, на третьем — автокредиты, на четвертом — ипотека, на пятом — кредитные карты.

Поэтому мы, конечно, ощущаем сжатие спроса, но говорить о том, что он полностью исчез, я бы не стал. Кроме того, мы видим, что поток новых клиентов, приходящих к нам через канал POS, не иссякает. Заемщиков хватает. В нашей базе — около 30 млн человек. Мы предлагаем им кредиты наличными в рамках кросс-продаж. Но опять же жестко их проверяем: предложения делаем только клиентам, у которых не было просрочек.

— На сколько сократился ваш кредитный портфель за последний год?

— На 17%.

— Какова сейчас его структура?

— Кредиты наличными — 59,2%, POS-кредиты — 23,3%, кредитные карты — 15,5%, ипотека — 2% [ипотечные кредиты «Хоум Кредит» выдавал с 2006 по 2008 год].

«Убытки уже должны сократиться»

— В первом квартале «Хоум Кредит» получил рекордный убыток в России по МСФО — 5,6 млрд руб. Как вы намерены выправлять ситуацию?

— К проблеме закредитованности добавился макроэкономический негатив. Обратная корреляция между благосостоянием населения и долей просрочки очень высокая. Реальные зарплаты за год упали на 13%. Неудивительно, что просрочка остается высокой. Мы традиционно консервативно подходим к резервированию (коэффициент резервирования в первом квартале 2015 года составил 109%), и это оказывает ощутимое давление на финансовый результат. Также на снижение прибыльности повлияло дорогое фондирование, которое мы привлекали в декабре-январе из-за резкого повышения в конце 2014-го ключевой ставки ЦБ (на 6,5 п.п., до 17%).

Мы всегда предпочитаем сохранять высокую капитализацию и «подушку» ликвидности, это дает банку стабильность в непростые времена. Сейчас ключевая ставка ЦБ снизилась до 11,5%. Негативное влияние «дорогой пассивной базы» по большей части исчерпано к концу первого полугодия текущего года. В третьем квартале убытки уже должны сократиться.

— Вы ожидали, что такие убытки будут?

— В 2013 году у нас был более оптимистичный взгляд на происходящее в секторе. В прошлом году стало понятно, что на фоне макроэкономического негатива нас всех ждет непростой период. Пик просрочки в банковской отрасли до сих пор еще не пройден. Но ситуация на валютном рынке стабилизировалась, ЦБ последовательно снижает ключевую ставку. Все это внушает определенный оптимизм.

— Что вы стали предпринимать, чтобы предотвратить убытки?

— Мы разработали комплекс мер по оптимизации бизнеса, что позволило существенно снизить издержки. До конца лета текущего года оптимизация будет закончена. Мы ведем последовательную борьбу с просрочкой. Нам удалось стабилизировать ситуацию с просроченной задолженностью даже на падающем портфеле. NPL (просрочка от трех месяцев) по итогам первого квартала 2015 года составил 15,1%, по итогам 2014 года — 15,6%, по итогам третьего квартала 2014 года — 16,8%. Но этот показатель может колебаться в зависимости от макроэкономических условий. Качество портфеля мы сейчас ставим по приоритетности выше наращивания бизнеса. В настоящее время мы выдаем кредиты клиентам «с улицы» только в сегменте POS. Риски в этом сегменте ниже, поскольку суммы и сроки кредита небольшие.

— Как вы работаете с плохими долгами?

— Используем все инструменты: взыскание, реструктуризация, продажа.

— Как ведут себя в нынешних экономических условиях заемщики, которые получили кредиты по ужесточенным требованиям? С учетом того, что их реальные доходы падают, а кредитная нагрузка очень высока.

— Средний срок POS-кредита у нас сейчас составляет 20 месяцев, кредита наличными — 41 месяц. Сегодня на новые кредиты, выданные после середины 2013 года, приходится больше половины портфеля. Анализ показывает, что риски по этим клиентам ниже.

— В декабре 2014 года, в разгар кризиса, ЦБ разрешил банкам учитывать операции в иностранной валюте по курсу на 1 октября прошлого года — 39,38 руб. за доллар, не переоценивать подешевевшие ценные бумаги и не принимать во внимание ухудшение кредитного качества заемщика при реструктуризации кредитов, что позволило банкам не увеличивать резервы. Помогли вам эти меры? Как скажется на банке их отмена?

— Мы воспользовались данной возможностью только для целей расчета норматива Н6 [максимальный размер риска на одного заемщика]. Резервы по кредитам мы считали по актуальному курсу.

— С 1 июля вступил в силу закон о полной стоимости кредита, ПСК. Вам существенно пришлось снизить ставки по потребкредитам?

— Да, мы снизили ставки до уровня предельной ПСК, и это приведет к тому, что части заемщиков мы не сможем больше выдавать кредиты. Им придется кредитоваться за пределами банковского сектора.

«Слияния и поглощения — не наша тема»​

— Ваш акционер, чешская группа PPF, готов поддержать банк в трудную минуту?

— Акционер постоянно подчеркивает, что он как стратегический инвестор в России всегда готов поддержать банк. Например, в декабре 2014 года нам было предоставлено дополнительное финансирование на общую сумму 12 млрд руб. Но сейчас я не вижу необходимости в дополнительной поддержке.

— Ипотека у вас в портфеле занимает всего 2%, планируете развивать это направление? Возможно, в планах — автокредиты, комиссионные операции?

— На данный момент мы получаем комиссионный доход от продажи различных страховок, в том числе не связанных с кредитованием, и от реализации юридических услуг. Автокредиты и ипотека — точно не наша история. Мы стараемся не разбрасываться.

— Зимой вы говорили, что большую часть услуг банк планирует предоставлять через удаленные каналы, а в офисах останутся прием депозитов и консультации по сложным продуктам и услугам. Когда вы достигнете этого результата?

— Под удаленными каналами мы понимаем не только интернет и мобильный банк. Удаленные каналы — это обслуживание и продажа продуктов вне отделений. До конца этого года 20% наших продаж будет осуществляться удаленно.

В настоящее время мы активно развиваем курьерскую схему, которую назвали «Такси-Кредит». Если клиенту нужен заем, то сотрудник магазина вызывает нашего специалиста. Весь процесс выдачи кредита, включая приезд курьера, занимает 40 минут. Мы проводим скоринг и одобряем кредит дистанционно, и плюс к этому наш сотрудник проверяет документы и проводит face control на месте. Сейчас мы работаем с теми торговыми точками, с которыми у нас уже есть договоры. Их около 100 тыс. В будущем мы планируем работать и с другими точками, а также возможность для клиента вызывать кредитного специалиста самостоятельно.

Схема курьерских продаж ведет к сокращению издержек, поскольку наши сотрудники, которые до недавнего времени выдавали по кредиту в день, выезжая к клиенту по его запросу, смогут выдавать ежедневно по пять-шесть кредитов. У нас 10 тыс. кредитных специалистов и 20 тыс. агентов, которые работают по всей России.

Мы также сотрудничаем с несколькими банками по оформлению их кредитов через нашу сеть дистрибуции и планируем расширять количество партнеров.

— Бывший вице-президент сети денежных переводов MoneyGram в СНГ, Восточной Европе и Израиле Петр Гнатюк как-то заметил в одном из интервью: «Cash есть cash. Он был, есть и будет». Вы согласны с этим?

— На российском рынке это пока действительно так. Мы можем рассуждать о любых инновациях. Но пока в России ими пользуются 10–15% людей. Мы рассчитаны на остальные 85%.

— «Хоум Кредит» был всегда в стороне от каких-либо санаций, M&A. Возможно, планы изменились?

— Это вопрос к акционерам, хотя, насколько я знаю, не изменились: слияния и поглощения — не наша тема. Мы всегда развивались и будем развиваться органически. Что касается санирования других кредитных организаций, то мы для себя такой возможности не исключаем.

Возврат к списку новостей

Рекламодателю