Глава ЦБ РФ подвела итоги первого года свободного плавания рубля

12.11.2015

Источник: РИА Новости

Банк России ровно год назад объявил о переходе к свободному курсу рубля — этот шаг был запланированным, но в условиях начавшегося осенью 2014 года резкого снижения цен на нефть важно было найти правильный момент для объявления старта "плавания", заявила в интервью РИА Новости председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Банк России 10 ноября 2014 года упразднил действовавший механизм валютного коридора и отказался от проведения регулярных интервенций, оставив за собой право проводить их в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности страны.

Изначально ЦБ намеревался отпустить рубль в "свободное плавание" к январю 2015 года, но напряженная ситуация на валютном рынке из-за возросшей активности спекулянтов, проблемы в экономике и геополитические факторы спутали карты регулятору. Все это в совокупности вынудило ЦБ провести переход на два месяца раньше ожидаемого срока.

Вовремя уйти в плавание

По словам Набиуллиной, регулятор готовился к переходу к свободному образованию курса. Причем в условиях начавшегося осенью 2014 года резкого снижения цен на нефть откладывать этот шаг было бы абсолютно неправильным, считает глава ЦБ. "Резко отпустить курс раньше было бы преждевременным, так как участники рынка ожидали, что мы перейдем к плавающему курсообразованию с начала 2015 года", — сказала Набиуллина.

Однако в ноябре-декабре на рынках стала складываться нервозная ситуация под воздействием и объективных факторов, и возросших девальвационных ожиданий, что само по себе оказывало давление на курс, и это был аргумент в пользу ускорения перехода, признала председатель Банка России.

"Лучше было дать рынку возможность быстрее найти новое равновесие. И мы должны были выбрать правильный момент для объявления "плавания", не поздно — чтобы не продолжать тратить резервы впустую, когда это было бы на руку спекулянтам, но не могло развернуть мощный тренд на понижение курса, и не слишком рано, чтобы это не стало большой неожиданностью для рынка", — пояснила она.

Глава регулятора напомнила, что и после изменения курсовой политики вплоть до 17 декабря ЦБ проводил интервенции на валютном рынке, стараясь сделать движение курса более плавным.

"Конечно, такие существенные изменения режима сами по себе не проходят незаметно. Достаточно вспомнить ситуацию с отвязкой курса швейцарского франка от курса евро в январе этого года. Но в нашей ситуации, когда переход происходил в резко ухудшившихся внешних условиях, у нас практически не было шанса сделать его плавным. Основной задачей стало как можно быстрее стабилизировать ситуацию после такого мощного сдвига", — подчеркнула Набиуллина.

Год спустя

Плавающий курс дает экономике время адаптироваться к новым условиям, но при этом не маскирует проблемы, не позволяет их накапливать, считает глава ЦБ. "Волатильность — это та цена, которую мы платили за то, чтобы экономика в целом избежала жесткой посадки. Да, у нас штормило на финансовых рынках, но экономика в целом приспосабливалась достаточно плавно. Это показывает и динамика ВВП, и занятость, и доходы отраслей", — сказала она.

Более того, по мнению Набиуллиной, плавающий курс необходим российской экономике еще и с точки зрения процесса перехода к росту в новых условиях: выигрывает несырьевой экспорт: снижение стоимости российской продукции по сравнению с импортной подстегивает замещение импорта. "То есть уже сейчас есть секторы экономики, которые получают дополнительные возможности для развития даже в текущей непростой ситуации. Но, конечно, им нужно время, чтобы "развернуть" свой потенциал", — добавила она.

К тому же финансовая стабилизация произошла достаточно быстро, привела свою оценку глава регулятора. "Если бы мы поддерживали курс, тем самым мы бы поддерживали инфляционные и девальвационные ожидания, а это само по себе ухудшало бы ситуацию и могло бы подорвать финансовую стабильность", — уверена Набиуллина.

"Пока внешние условия очень нестабильны (ключевое из них для России — цена на нефть), курс неизбежно будет колебаться, хотя волатильность постепенно снижается", — считает глава ЦБ.

По признанию Набиуллиной, российская экономика постепенно адаптировалась к новым условиям, нервозность на рынке спала, и курс рубля также меньше реагирует на новости, слухи, кратковременные изменения конъюнктуры. "И что очень важно — эффект переноса (то есть влияние валютного курса на динамику цен внутри страны) снизился. Инфляция снижалась в течение всего этого года, и мы ожидаем, что она продолжит снижаться в будущем", — отметила она.

Инфляция — правдивый индикатор

Курс рубля очень долгое время был важнейшим индикатором и для бизнеса, и для населения, люди оценивали ситуацию в экономике, принимали решения, ориентируясь именно на курс, указала Набиуллина. "Но на самом-то деле, когда люди следили за курсом и до сих пор следят, они оценивают в первую очередь, как меняются цены в зависимости от того, растет рубль или снижается", — пояснила она.

"И сейчас, когда переход к плавающему курсу уже состоялся, мы стремимся к тому, чтобы уровень инфляции воспринимался всеми экономическими агентами как главный ориентир. Инфляция — это куда более правдивый индикатор состояния экономики. Именно поэтому мы постоянно повторяем, какая у нас цель по инфляции — это 4%", — продолжила председатель Центробанка.

При предсказуемой инфляции бизнес не боится инвестировать, домохозяйства делают сбережения, причем рублевые, отметила глава регулятора. "Наша ключевая задача — снизить инфляционные ожидания, доказать, что мы делаем именно то, что обещаем, что мы сможем снизить инфляцию и удерживать ее вблизи целевого уровня", — вновь подтвердила планы ЦБ Набиуллина.

Право на интервенции

"То, что мы оставили за собой право на интервенции в случае возникновения угроз финансовой стабильности, не противоречит режиму плавающего курса, потому что у нас нет ни явных, ни скрытых ориентиров по курсу", — отметила Набиуллина.

С учетом открытости российской экономики и сохраняющейся зависимости от цен на энергоносители, неблагоприятные изменения внешнеэкономической конъюнктуры могут привести к росту волатильности на финансовых рынках, что в свою очередь может угрожать финансовой стабильности, признала глава ЦБ.

"А поддержание финансовой стабильности — это одна из важнейших функций Банка России, поэтому мы должны сохранять за собой весь арсенал средств, которые могут понадобиться, чтобы не допустить нарастания рисков", — заключила председатель Банка России.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю