29.09.2016
Источник:
Forbes.kz
Как уже сообщал Forbes.kz, в ноябре 2015 президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем послании народу «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» дал поручение Национальному банку провести стресс-тестирование всех субъектов банковского сектора на предмет неработающих кредитов.
Чуть позже глава Национального банка РК Данияр Акишев сообщил, что регулятор осуществит стресс-тестирование БВУ до сентября 2016. Однако оно пока не было проведено.
Как заверил заместитель председателя Нацбанка РК Олег Смоляков, регулятор уже проделал большой объем работы – были разработаны методологические аспекты тестирования. Более того, по его словам, центральный банк даже провел тендер, который, однако, был признан нереализованным.
- Сейчас вопрос больше состоит не в том, чтобы провести тестирование, а в том, чтобы ответить на вопрос «Что дальше?», - отметил он. - Если мы понимаем проблему, приблизительно знаем ее масштаб, наличие некой третьей независимой оценки даст уточнение этой проблемы. Однако эта оценка не даст ответа на вопрос «Как эти проблемы решить?». Сейчас мы вместе с правительством ищем ответы на эти вопросы. Мы как регулятор имеем широкий перечень механизмов воздействия на систему и каждый банк, но у нас нет иммунитета. Его отсутствие усложняет процесс применения этих механизмов.
Под иммунитетом спикер, как он сам пояснил, понимает наличие у Нацбанка статуса, который не позволит оспаривать решения регулятора.
- Мы хотим оценивать индивидуальные риски банков, индивидуальную систему управления этим рисками. Эти вещи предполагают надзорное суждение. У регулятора должно быть достаточно юридических и административных полномочий, чтобы принудить банк выполнить это надзорное суждение и не оспаривать его в различных инстанциях, - объяснил он.
Олег Смоляков также разъяснил, для чего центральному банку страны необходимо провести стресс-тестирование БВУ.
- Мы хотим показать, что используем универсальную методологию. Сейчас, когда мы работаем с каждым банком и проверяем его, мы работаем со взглядом БВУ на МФСО. У нас нет универсального подхода к выявлению степени обесценения активов каждого банка. Проведение стресс-тестирования даст нам возможность использовать универсальную методику, которую никто не будет оспаривать, - подчеркнул он. - Есть некое недоверие к регулятору, и чтобы ни один из финансовых институтов не мог в чем-то нас подозревать, нам необходима общепризнанная методика, которая будет универсальной для всех банков. Для нас это не просто стресс-тестирование, а некоторое решение проблематики финансового сектора в целом. Поймите, проведя стресс-тестирование, но при этом в итоге не дав ответы на вопрос «Что делать дальше?», мы не достигнем результата, который перед ним стоит.
Заместитель председателя Нацбанка РК также рассказал, сколько будет стоить проведение этого тестирования. Он сразу заметил, что «это мероприятие недешевое». Тестирование предполагает два этапа: разработка методологии и проведение оценки с привлечением независимых аналитиков. Стоимость первого этапа, согласно проведенному тендеру, варьируется от 3 млрд тенге до 6 млрд тенге в зависимости от организаций. Стоимость проведения второго этапа, по оценке Олега Смолякова, пропорциональна первой.
- Когда заходит разговор о стоимости, банки говорят, что для них это достаточно затратное мероприятие. Но мы считаем, что мероприятие должно быть проведено за счет средств Нацбанка. Когда банки говорят о том, что это будет стоить несколько десятков миллионов долларов, я думаю, они больше рассуждают с позиции того, что будут находиться в постоянном оппозиционном диалоге с регулятором. А для того чтобы выстраивать свою позицию, им нужно много ресурсов на привлечение консалтинга и выработку совей аргументации. Эту часть я не хочу комментировать. Это личное решение каждого банка, - отметил он.