28.07.2016
Источник:
Нацбанк РК
Национальным Банком Казахстана для решения проблемы низкого качества активов БВУ уже реализован комплекс мер. В их числе: создание двухуровневой системы по выкупу некачественных активов банков и управлению ими. Речь в первую очередь о Фонде проблемных кредитов НБ РК и ОУСА - дочерних организациях БВУ, приобретающих сомнительные и безнадежные активы. Об этом в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, комментирует, разъясняет» рассказал заместитель Председателя Национального Банка РК Олег Смоляков.
«Другой шаг - введение мер налогового стимулирования. Они направлены на снятие налоговых барьеров по операциям с неработающими активами, исключение барьеров, сдерживающих банки к более активным действиям по очистке балансов от NPL, оптимизацию критериев прощения безнадежной задолженности, - подчеркнул О.Смоляков. - При этом в течение 2014-2015гг. значительное снижение объема неработающих займов по банковской системе до уровня ниже целевого 10%-ого показателя было обеспечено банками за счет активного применения инструментов списания/прощения, что уменьшало долговую нагрузку на заемщиков. А также за счет использования традиционных инструментов: реструктуризацию, взыскание и др.».
Он добавил, что настоящее время в Налоговом кодексе предусмотрены налоговые льготы по списанию с баланса банков безнадежных займов на внесистемный учет. Также предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц при прощении задолженности физических лиц в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов и только в отношении задолженности по вознаграждению и неустойке (пени, штрафу) на ограниченный срок.
«Для остальных случаев налоговые льготы при прощении задолженности по займам (кредитам) отсутствуют. При этом НБ РК поддерживает необходимость введения налоговых послаблений для банков в целях активного списания (прощения) токсичных активов. Вместе с тем, вопросы установления и продления налоговых льгот необходимо обсуждать с Правительством, в частности с министерствами финансов и национальной экономики», - отметил О.Смоляков, добавив, что для Национального банка доля NPL – это показательный коэффициент, однако он не является основным ориентиром при оценке качества займов банковского сектора. Формально банки могут улучшить этот коэффициент. Например, проведя реструктуризацию или внутреннее рефинансирование проблемных займов, по которым они в действительности не ожидают будущих платежей. Либо - передав проблемные активы в свои ОУСА без проведения дальнейшей работы по ним, уточнил О.Смоляков. «Наша задача в этом вопросе – предотвращать манипулирование банками показателями ссудного портфеля, поскольку стабильная финансовая система не может строиться на недостоверной информации. Задача банков – совершенствовать системы риск-менеджмента, понимать свою долгосрочную стратегию развития и ей соответствовать», - резюмировал представитель финансового регулятора.