02.07.2015
Источник:
КАПИТАЛ
Страсти вокруг Национального банка и его деятельности не утихают. Не забылось еще предложение Рахима Ошакбаева, заместителя главы Национальной палаты предпринимателей, относительно проведения в Казахстане девальвации, как он высказал новые предложения, касающиеся деятельности Нацбанка.
«Если мы говорим про системные вещи, необходимо вменить в функции Национального банка вопросы экономического роста и занятости. Поскольку денежно-кредитная политика, объем денег в экономике, курсообразование – это все факторы, которые прямо и очень серьезно влияют на эти показатели», – отметил на прошлой неделе в ходе пресс-конференции в Астане Рахим Ошакбаев.
По его словам, сложившаяся в экономике ситуация демонстрирует дисбаланс целей регулятора. «Сейчас ключевой целью Национального банка является поддержание стабильности цен. Нацбанк апеллирует к своему закону, говорит, что не отвечает за занятость, за экономический рост, а отвечает только за стабильность цен. Мы всегда выступали на протяжении нескольких лет, что помимо этой цели Нацбанк также должен отвечать за вопросы экономического роста и занятости», – отметил Рахим Ошакбаев.
Официальных комментариев относительно этого заявления от Кайрата Келимбетова, председателя правления Национального банка РК, не поступало. Между тем политика казахстанского центробанка четко определена в его денежно-кредитной политике до 2020 года, где регулятор серьезно нацелился на переход на инфляционное таргетирование.
Аналитики, опрошенные «Капитал.kz», поделились своим мнением относительно предложенного функционала для Нацбанка страны.
«В мировой практике центральные банки выполняют две основные функции – надзор и регулирование финансового сектора и обеспечение финансовой стабильности на макроуровне, которая отражается в инфляционных показателях», – отметил Вячеслав Додонов, д.э.н., главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК. Если подходить формально к этому вопросу, то, по его словам, Национальный банк РК занимается тем же, чем и центральные банки большинства других стран. «Но дополнительно они выполняют также и функции макроэкономического регулирования, влияя на активность процессов кредитования и состояние финансовых рынков и ориентируясь на такие показатели, как безработица и экономический рост», – отметил Вячеслав Додонов. Он также добавил, что при замедляющемся росте, увеличивающейся безработице, падающей инфляции проводится стимулирующая политика, при чрезмерной активности и росте финансовых пузырей – охлаждающая (рестрикционная). Поэтому, считает представитель КИСИ, с одной стороны, представитель НПП прав в том, что практика фактической деятельности центральных банков предполагает более активное их участие в регулировании экономики, но с другой – политика инфляционного таргетирования, которую проводит Нацбанк, также основывается на мировом опыте и формально соответствует тому мандату, которым пользуются центральные банки мира. «Формально, Национальный банк регулирует макроэкономические процессы в очень узком спектре монетарной стабильности», – добавил эксперт КИСИ.
Более того, добавил он, в нашей стране не та ситуация, что в развитых странах, и денежно-кредитная политика в Казахстане несильно влияет на экономические процессы, соответственно и рычаги влияния Нацбанка на экономику страны не так велики, как у ФРС и ЕЦБ. «Поэтому, прежде чем можно будет ожидать повышения роли Нацбанка, предстоит еще добиться того, чтобы его политика была эффективной и действенной. Ведь у нас повышение или снижение ключевой ставки, равно как и другие меры монетарного регулирования, практически не влияет на экономическую активность», – заключил Вячеслав Додонов.
Со своей стороны Айвар Байкенов, директор департамента аналитики «Асыл Инвест», отметил, что напрямую Национальный банк не должен отвечать за эти направления. Для этого в Казахстане имеются профильные министерства, которые отвечают за экономический рост, например, министерство экономического развития и министерство финансов. «Основная прерогатива Нацбанка – денежно-кредитная политика и управление инфляцией. В денежно-кредитную политику входят процентные ставки и валютная политика. Здесь упор, видимо, представитель НПП делает на то, что за счет этой процентной и валютной политики экономика лишается дополнительного рычага для роста», – подчеркнул Айвар Байкенов.
По его мнению, сейчас по всему миру экономики стимулируют свой рост именно за счет мягкой монетарной политики, снижая процентные ставки, целенаправленно ослабляются национальные валюты – все это направлено на то, чтобы поддержать внутренний спрос и внешнюю конкурентоспособность экономики. «Именно на этом фоне он, видимо, делает заявление о том, чтобы возложить ответственность на Нацбанк. Вообще же в мировой практике основной мандат центробанков – это управление инфляцией, и второстепенная задача – безработица. В целом должна быть скоординированной работа Нацбанка и правительства, выработана единая стратегия по стимулированию экономики. Но отвечать за это Нацбанк не должен», – добавил директор департамента аналитики «Асыл Инвест».
Он также солидарен с Вячеславом Додоновым в том, что в Казахстане пока нет значительного влияния денежно-кредитной политики на макроэкономические факторы. По его словам, не работает процентный канал – какого-то влияния на экономику он не оказывает. «Нацбанк работает над тем, чтобы создать работающую процентную ставку, чтобы банки могли фондироваться по ней. Пока же нет эффективного механизма, поэтому основные инструменты Набанка – валютное регулирование и отдельные краткосрочные инструменты», – добавил аналитик.
Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», разграничил два направления, поскольку ситуация, когда центробанк отвечает за уровень занятости, достаточно распространена. В пример он привел Европейский центральный банк, где главной с точки зрения мандата ЕЦБ считается ценовая стабильность. Если обратиться к деятельности ФРС США, она преследует одновременно две цели: ценовую стабильность и максимизацию занятости.
«В части ответственности за безработицу речь не идет об оперативном управлении ею. На примере ФРС основным и единственным инструментом остаются денежно-кредитная политика, операции на открытом рынке, операции с ценными бумагами, влияющие на процентные ставки. В этой части задача Нацбанка – иметь такой уровень ставок в экономике, чтобы бизнесу было интересно расширяться и набирать новых сотрудников», – отметил Вадим Иосуб. Это, по его словам, опосредованное управление занятостью. «Непосредственно ФРС США не создает рабочие места, не издает указы по предоставлению новых мест. Это тоже не его задача. Однако Нацбанк путем проведения денежно-кредитной политики может не только поддерживать оптимальный уровень инфляции, но и способствовать косвенно созданию рабочих мест», – подчеркнул аналитик «Альпари».
«Если говорить об экономическом росте, то эта задача противоречит сохранению ценовой стабильности. Казалось бы, экономического роста можно добиться в краткосрочном периоде достаточно легко: напечатать побольше денег, снизить ставки и в ближайший год мы получим огромный экономический рост. Другое дело, что ценой этого роста будет финансовая нестабильность и высокая инфляция в последующий период», – отметил Вадим Иосуб.
По его словам, одно дело, когда этим занимаются разные ветви власти, как правило, за экономический рост отвечают правительства, их цель, грубо говоря, показать в течение ближайшего года максимальный экономический рост, и хорошо, когда есть независимый от правительства центробанк, который проводит независимую политику, направленную на ценовую стабильность. «И, кстати говоря, во многих странах реальная независимость ЦБ достигается тем, что в его руководство люди назначаются на длительное время, могущие «пересидеть», как правило, смену нескольких правительств. Могут меняться партии в правительстве, но Нацбанк может вести свою долгосрочную независимую политику», – добавил Вадим Иосуб.
По его мнению, идея поручить экономический рост Нацбанку ни к чему хорошему не ведет. Тем более ведомство может отвечать лишь за то, что может регулировать. Если ценовая стабильность зависит от денежно-кредитной политики, которая находится в руках Национального банка, то экономический рост зависит от множества факторов, на которые ЦБ никак влиять не может. Например, экономический рост может зависеть от инвестиционной привлекательности, которая в свою очередь зависит от независимой судебной системы, от того, как суды могут защищать собственников. «Нацбанк напрямую не может повлиять на инвестиционный климат, на уровень налогов или судебную систему. В этой ситуации требовать, чтобы Нацбанк отвечал за то, на что не может влиять, выглядит достаточно странным», – заключил Вадим Иосуб.