20.07.2015
Источник:
Forbes Kazakhstan
Финансовый регулятор Казахстана в среду, 15 июля, распространил пресс-релиз под заголовком «Об изменении коридора колебаний обменного курса тенге по отношению к доллару США». В сообщении говорилось, что Нацбанк РК принял решение о расширении коридора колебаний обменного курса тенге по отношению к доллару США с текущего 185 +3/-15 тенге до 185 +13/-15 тенге.
Как дальше Нацбанк будет регулировать тенге, предположил в интервью Forbes.kz доктор делового администрирования, доцента Almaty Management University Ерлан Ибрагим.
F: 11 февраля 2014, когда было объявлено о «корректировке курса тенге» и нацвалюта рухнула почти на 20%, казахстанцы ринулись в обменники – скупать доллары. Почему на этот раз «расширение валютного коридора», которое тоже потенциально ослабило тенге – на 5-6%, вызвало не панику, а странное затишье?
- Скорее всего это связано, во-первых, с тем, что люди, у которых были свободные средства, уже реализовали эту необходимость - перевести тенге в доллары.
Во-вторых, тенговая масса в стане очень сильно ужата. У населения нет значительных свободных денежных средств, которые можно было бы перевести в доллары. К тому же определенную роль сыграла программа дедолларизации, которую объявило правительство. Снижение процента по долларовым депозитам и увеличение по тенговым удерживает держателей тенговых депозитов от перевода средств в другую валюту.
F: Почему был выбран потолок в 198 тенге? Нацбанк побоялся перешагнуть психологическую планку в 200 тенге, которую в соцсетях уже окрестили «груз 200»?
- Нацбанк объявил этот коридор, исходя из своих возможностей удерживать курс на определенном уровне. Понятно, что, сделай Нацбанк курс рыночным - это стало бы шоком.
F: А каким, на ваш взгляд, должен быть рыночный курс тенге?
- Если говорить о более или менее справедливом курсе - необходимо смотреть на паритет к рублю. В рамках этого паритета реальный курс - это 250 +/- 30 тенге за $1.
F: Насколько хватит возможностей у финансового регулятора, чтобы удержать тенге в установленном коридоре?
- Как я уже сказал, справедливый курс 250/$1, и, пока тенге не придет к этому паритету, на национальную валюту будет оказываться избыточное давление.
Как долго Нацбанк сможет удерживать этот курс, зависит от множества факторов. В частности, оттого, насколько успешно будет пополняться бюджет и работать экономика. У Нацбанка есть резервы, но в долгосрочной перспективе ни один центробанк не может удерживать нерыночный курс национальной валюты по отношению к резервной. Рано или поздно они вгонят экономику в коллапс либо вынуждены будут резко курс опустить. Прогнозировать действия властей в отношении курса нацвалюты практически невозможно, потому что тенге у нас обесценивается одномоментно, и все скачки проходят в рамках девальвации. Поэтому, когда будет следующий скачок, сказать трудно.
F: Однако нам обещали, что резкой девальвации не будет, а будут постепенно расширять валютный коридор. Когда нам ожидать следующее расширение?
- В цивилизованных государствах, как правило, население и бизнес доверяют заявлениям центральных банков. В нашей ситуации мы не можем на эти заявления полагаться, так как Нацбанк РК не всегда их исполняет. Что касается следующего расширения валютного коридора, то здесь необходимо отметить, что финансовому регулятору удавалось удерживать предыдущий курс в течение года и 4 месяцев. Я предполагаю, что у Нацбанка есть возможность удерживать курс в рамках нового коридора, но долго это продолжаться не может. Так как в подобных условиях начинает угнетаться экономика, не хватать денег, сдуваться рынок и так далее. Думаю, летом серьезных изменений курса не произойдет, но этот вопрос может остро встать к третьей декаде сентября. Если верить заявлениям властей, то они будут удерживать этот коридор до конца года, но если не смогут это сделать под сильным давлением различных экономических факторов, то пересмотрят границы валютного коридора в конце сентября - начале октября 2015.
F: Почему, говоря о девальвации тенге, Нацбанк всякий раз употребляет эвфемизмы – то «корректировка курса», то «расширение валютного коридора»?
- Чтобы подсластить пилюлю. «Расширение валютного коридора» звучит не так страшно, хотя де-факто это - регулируемая девальвация.
F: Споры о том, что лучше – одномоментная девальвация или плавное расширение валютного коридора - не утихают. Вы какой точки зрения по этому вопросу придерживаетесь?
- Сказать однозначно нельзя. Постепенная девальвация облегчает ситуацию для населения, но она приводит к истощению ЗВР. В отношении курса национальной валюты должна быть взвешенная политика, чтобы понимать, какой эффект мы получим, насколько это оправданно и насколько сильный или слабый курс валюты позволяет экономике страны развиваться. В целом все центральные банки не очень заинтересованы в крепкой валюте по отношению к резервной. Сейчас наша экономика страдает от того, что тенге сильно укрепился к рублю по сравнению с историческим паритетом, который складывался длительное время. Если проанализировать последние 20 лет, то средневзвешенный курс рубль/тенге составлял примерно 1:5, сейчас – 1:3,6. Это говорит о том, что будет происходить сильный отток валюты из Казахстана в Россию. Товары, которые пересчитываются на кросс-курсах, становится выгоднее приобретать в России. Если паритет сохранится на нынешнем уровне, то мы будет постоянно наблюдать отток денег из страны. Однако резкая девальвация тенге негативно отразится на населении.