На долю безналичных платежей в РК приходится 15% от всех транзакций

13.10.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Об этом заявил партнёр и управляющий директор The Boston Consulting Group Макс Хаузер, комментируя Forbes.kz новый доклад BCG «Международные платежи - 2015: прислушиваемся к голосу клиентов» (Global Payments 2015: Listening to the Customer’s Voice).

Доклад составлен по результатам исследования BCG в сфере мирового платёжного бизнеса. В нём также освещаются результаты недавнего опроса BCG о предпочитаемых способах оплаты, в котором участвовали около 5,5 тыс. клиентов из Франции, Германии, Великобритании и США, и детально рассматривается рынок транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов.

При подготовке доклада компания BCG сотрудничала со SWIFT – международным поставщиком услуг по безопасной передаче информации и совершению платежей.

«В ближайшие 10 лет в сфере платежей произойдут революционные изменения и откроются огромные возможности, – отметил Стефан Даб, один из авторов доклада и руководитель международного направления транзакционного банкинга BCG. – Хотя банки сталкиваются с ростом конкуренции, фактически у них есть необходимые активы, чтобы сыграть определяющую роль в развитии рынков. Чтобы продолжать извлекать ценность из своего платёжного бизнеса, они должны решительно действовать по нескольким различным направлениям: увеличивать разнообразие своих цифровых интерфейсов, расширять ассортимент услуг, повышать эффективность своей операционной деятельности и формировать партнерства в рамках более широкой платёжной экосистемы. Банкам также необходимо осознать, что для реализации стоимости платежей всё большее значение будет иметь углубление взаимоотношений с клиентами, а не только непосредственное получение выручки».

Обзор отрасли

Как сообщается в докладе, в 2014 выручка от международного транзакционного банковского обслуживания составила около $1,1 трлн, или примерно 27% от общего объёма выручки от международного банковского обслуживания. Ожидается, что к 2024 этот показатель достигнет примерно $2 трлн; рост будет связан с выручкой по счетам (40%) и операциям (34%) и с неоперационными поступлениями по картам (26%). Быстроразвивающиеся страны («развивающиеся рынки»), большинство из которых стремится к большей доступности финансовых услуг и активизации перехода от наличных платежей к электронным, демонстрируют более сильный рост по всем показателям, чем рынки развитых стран, и эта тенденция будет сохраняться.

Хотя в 2014 на долю розничных платежей приходилась лишь незначительная часть мировой стоимости сделок (всего 11%), выручка от этого вида операций составила 78% общего объема выручки от платежей; ожидается, что к 2024 они обусловят 73% общего роста выручки. Крупнейшим в мире рынком платежей и транзакционного банковского обслуживания остаётся Северная Америка; в 2014 общий объем выручки от розничных платежей в этом регионе составил $238 млрд (28% от общемирового объема); по прогнозам, до 2024 совокупный среднегодовой темп роста этого показателя будет составлять 4%.

Раскрытие потенциала цифровых платежей

Опрос BCG выявил три главных причины медленного внедрения цифровых способов оплаты:

- отсутствие убедительных рыночных предложений, превосходящих традиционные способы оплаты и структуру дохода;

- сохраняющиеся опасения насчёт безопасности и обеспечения конфиденциальности информации;

– недостаточное принятие данного метода оплаты предпринимателями и недостаточное удобство для потребителей.

Как утверждает BCG, банки должны на самом высоком уровне информировать потребителей о цифровых способах оплаты и их дополнительных преимуществах. По данным опроса, 55% респондентов либо не видят смысла в «мобильных кошельках», либо никогда о них не слышали.

Банковской отрасли, поскольку она работает с сетями обслуживания банковских карт, также отведена важная роль в обеспечении соблюдения стандартов безопасности и связи, использования протоколов, а также в создании платформ, обеспечивающих полную прозрачность операций.

Кроме того, в докладе отмечается: чтобы в достаточной мере выделиться среди конкурентов и достичь успеха в новом мире цифровых технологий, отдельным банкам нужно создавать эффективные партнёрства, активнее взаимодействовать с потребителями по вопросам, связанным с платежами, оптимизировать банковское обслуживание физических лиц в целом, а также экспериментировать с технологиями нового поколения.

Обслуживание корпоративных и институциональных клиентов

По данным доклада, мировой объём выручки от транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов в 2014 составил около $330 млрд. Выручка от счетов и платежей составила $243 млрд; ожидается, что к 2024 она возрастёт почти вдвое – примерно до $480 млрд, при этом её совокупный среднегодовой темп роста составит 7%. Выручка от операций торгового финансирования выросла на $45 млрд, а на долю дополнительных услуг (таких как представление информации) пришлось еще $40 млрд. К 2024 выручка от операций торгового финансирования должна вырасти почти до $100 млрд, а её совокупный среднегодовой темп роста составит 8%. В целом рост будет обусловлен увеличением объёмов и балансов депозитных счетов, а также улучшением спредов. Однако степень значимости всех этих определяющих факторов в разных регионах будет различной.

Хотя прогнозы по росту совокупной выручки позитивные, в докладе говорится, что достичь превосходства в сфере транзакционного банковского обслуживания корпоративных и институциональных клиентов становится всё труднее. Привлекательность этого направления привела к ужесточению конкуренции между банками, тогда как недостатки банковских услуг и развитие мультибанковских платформ открыли доступ в эту сферу конкурентам из числа небанковских организаций. Помимо этого, существенно возросло количество нормативных требований, что отрицательно повлияло и на взаимоотношения с клиентами, и на банковские операции и разработку продуктов, а также ограничило возможности для выхода на международные рынки.

Как отмечает BCG, для решения текущих проблем и достижения лидерства в сфере транзакционного банкинга необходимо предпринять четыре ключевых шага:

- сосредоточиться на реальных потребностях казначеев и финансовых директоров;

- добиться превосходства в основных областях;

- подчеркнуть свои отличия от конкурентов по ключевым направлениям;

- превзойти конкурентов в плане эффективности стратегий выхода на рынок.

«В отрасли происходят огромные изменения, но неизменно одно – платёжный бизнес и транзакционный банкинг остаются ключевым источником стабильной выручки и основой взаимоотношений с клиентами и их лояльности, – подчеркнул Стефан Даб. – В мире цифровых технологий их значимость будет только расти».

Зарплатные карты – шаг в сторону Дании

«Сегодня в Казахстане не более 15% платежей являются безналичными, тогда как в мире этот показатель стремительно растёт. Например, Дания движется в сторону полностью безналичного общества», - подчеркнул в комментарии Forbes.kz Макс Хаузер, партнёр и управляющий директор The Boston Consulting Group,

По его мнению, регулятор и казахстанские БВУ уже признали потенциал платёжного бизнеса. Подтверждение этому – тот факт, что Казахстан активно переходит на зарплатные карты, которые увеличат долю безналичных платежей.

«Также коммерческие банки Казахстана в настоящий момент предпринимают действия, способствующие развитию платёжного бизнеса – создают комплексную экосистему платежей офлайн (например, платёжные терминалы) и онлайн (в интернете). Одновременно банкам требуется создать удобную инфраструктуру, что позволит клиентам осуществлять безналичные платежи по различным каналам (через терминалы или банкоматы, онлайн- и мобильные приложения или даже полностью автоматизированные платежи). Наконец, скоординированная информационная кампания, рассказывающая о достоинствах безналичных платежей (повышение эффективности, безопасность, выгода благодаря бонусным программам и программам лояльности), запущенная Национальным Банком и поддерживаемая коммерческими банками, будет ключевым условием для перехода на безналичные платежи», - отметил Хаузер.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю