Продать себя выгодно

11.04.2016

Источник: Капитал.kz

Казахстанские сотрудники все еще не умеют продавать себя работодателю, считают специалисты HR. При этом скилл по самомаркетингу может открыть путь к большим зарплатам и бонусам.

В России и за рубежом сотрудник 20% получает за то, что делает, а 80% – за то, как он себя продает. В Казахстане же, считает Лидия Бендюк, те же 80/20, но наоборот – 80% все-таки кандидат запрашивает за свои знания и опыт, и только 20% – это желание «продать себя подороже». При этом, по ее мнению, уровень самопиара у казахстанцев достаточно низкий. «Большинство наших людей пока не умеют себя достойно «продавать», – рассказала Лидия Бендюк.

«Умение продавать себя играет важную роль как при собеседовании, так и на прочих этапах трудоустройства и даже работы в компании, считает Лидия Стоялова, PR-специалист онлайн-сервиса HeadHunter. При этом чем правильнее потенциальный сотрудник преподнесет себя, свой опыт и навыки работодателю, тем больше у него шансов получить заветный job-offer. Тем не менее, добавила она, стоит помнить главное правило: не лгать. Чем больше соискатель приукрашивает свое резюме или себя на собеседовании, тем больше будет разочарование компании в сотруднике при раскрытии обмана.

Связи или опыт?

Ни для кого не секрет, что в Казахстане распространено трудоустройство по знакомству или родству.

«Принято считать, что в нашей стране существует такой фактор, как «связи при трудоустройстве». Тем не менее стоит отличать их от рекомендаций. В некоторых компаниях даже существует практика – если сотрудник порекомендовал своего знакомого на открытую вакансию, то в случае успешного трудоустройства рекомендовавший получает дополнительные бонусы или премиальные», – пояснила Лидия Стоялова. Но есть шанс и того, что кандидат, которого посоветовали сотрудники (неважно, рекомендателем выступил линейный специалист или топ-менеджер), не прошел собеседование или оказался некомпетентным для конкретной позиции. В таком случае HR-специалист откажет кандидату. Все зависит от подхода компании к найму сотрудников, от того, какие цели она преследует – стремится ли стать лидером рынка с лучшей командой или готова набирать неподходящих людей.

Лидия Бендюк отмечает, что все зависит от культуры конкретной компании, хотя используются и тот, и другой способы.

Навыки будущего

«Одно из главных качеств, на которое обращают внимание большинство работодателей, – это результативность. Готов ли кандидат приносить компании прибыль, будет ли он эффективным, сможет ли показывать все время отличные результаты», – пояснила Лидия Стоялова. Как следствие, заработная плата такого сотрудника будет складываться из его показателей, пояснила она. То есть чем больше результатов приносит сотрудник, тем выше будет его заработная плата. Это относится не только к специалистам, получающим бонусы за выполнение плана, как, например, в продажах, но и к остальным. Их бонусы могут складываться по итогам квартала, реализации проекта или других отчетных периодов. Также немаловажными, в частности, для руководителей будут навыки: дальновидность и умение подстраиваться под новые условия рынка, быть гибким.

«В любых условиях крайне важно не только сохранять свои позиции, но и увеличивать показатели. Для многих работодателей важно, чтобы ценности, которым следует кандидат, были сопоставимы с ценностями компании. Ведь от этого зависят комфорт работы для сотрудника и результаты, которые он будет показывать», – говорит Лидия Стоялова.

Со своей стороны Лидия Бендюк выделила бы две критические характеристики – стратегическое видение и делегирование полномочий. Именно они, по ее словам, сегодня и в обозримом завтра будут актуальны.

Однозначно, уже сегодня нестандартные навыки способны открыть двери в крупнейшие компании страны. Кстати, как выявили специалисты и озвучили в ходе ежегодного заседания в Давосе, если в 2015 году в топ-тройке важнейших навыков были решение сложных проблем, координация с другими людьми, управление персоналом, то уже в 2020 году на первые места также выйдут такие умения, как критическое мышление и творческие способности. Однако даже лучшие качества и дополнительное образование не гарантируют успешной продажи и высоких зарплат, если нет умения продавать себя дорого. Впрочем, для того чтобы этому научиться, существует огромное количество работ.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю