02.12.2024
Источник:
Форбс
Демократам крайне важно понять, почему Дональд Трамп, некомпетентный и раскалывающий общество человек, опять победил. Причина в том, что демократы зашли слишком далеко влево, потеряв умеренных американских избирателей, которые составляют большинство? Или же центристская политика неолиберализма, которую проводят президенты-демократы, начиная с Билла Клинтона, не оправдала ожидания, создав запрос на перемены?
Для меня ответ очевиден: после 40 лет политики неолиберализма неравенство в США выросло до беспрецедентного уровня, доходы среднего уровня стагнируют (а с теми, что ниже, ситуация ещё хуже), средняя продолжительность жизни снижается (в том числе из-за роста числа «смертей от отчаяния»). Американскую мечту убивают. Хотя президент Джо Байден и вице-президент Камала Харрис дистанцировались от неолиберализма, поддержав промышленную политику, они являются представителями традиционного истеблишмента и поэтому продолжают ассоциироваться с его наследием.
Текущая экономическая ситуация была важна, но ежемесячные индикаторы занятости и инфляции надо видеть в более широком историческом контексте. Накануне выборов администрация Байдена подчёркивала, что у страны сильная экономика, особенно в сравнении с другими странами «Большой семёрки». Это было хорошо, но недостаточно. Американцы не забыли, что демократы дали волю финансовому сектору (при Клинтоне), а затем стали спасать банки, возложив бремя издержек на собственников жилья и трудящихся, потерявших работу во время Великой рецессии (при Бараке Обаме). Кроме того, именно Клинтон дал старт глобализации, негласно веря в экономическую идею «просачивания богатства сверху вниз», что в итоге якобы всем будет выгодно. Единственное реальное различие между демократами и республиканцами в этом вопросе заключалось в том, что демократы утверждали, будто чувствуют боль проигравших.
Трагедия в том, что американцы, судя по всему, проголосовали просто за радикальные перемены, а не за что-либо другое. Чувствуя экономическую нестабильность и угрозу скатывания вниз по социальной лестнице, десятки миллионов американцев проголосовали за Трампа, чтобы «наказать истеблишмент», и потому что они верят, что он их защитит.
Нет, не защитит. Первый президентский срок Трампа и его предвыборная кампания 2024 года однозначно показали, что он не намерен принимать решения, необходимые простым американцам. Он выступает за снижение налогов для миллиардеров и корпораций; за отмену закона «О доступной медицине» (Obamacare); за тотальные пошлины, которые фактически являются налогом на американских потребителей и бизнес. Скорее всего, эти пошлины будут полны коррупционных исключений, проплаченных спонсорами его предвыборной кампании. В любом случае они спровоцируют ответные меры и потерю рабочих мест в США.
Кроме того, при Трампе очень сильно вырастет дефицит бюджета, что приведёт к росту процентных ставок и сокращению инвестиций в будущее Америки. Если он и конгрессмены-республиканцы выполнят своё обещание отменить законы «О снижении инфляции» (включающий пункты о снижении цен на рецептурные лекарства) и Obamacare, тогда у американцев ухудшится доступ к медпомощи, а расходы возрастут.
Всё это даже хуже неолиберализма, который хотя бы выступал за конкурентные рынки без искажений. Трампономика — это эрзац-капитализм, управляемый сильными мира сего в их собственных интересах и в соответствии с принципом «деньги важнее всего остального». Американцы, похоже, утратили доверие к учреждениям страны, а также веру в то, что власти будут заботиться о них. Это предсказуемый результат 45-летней пропагандистской кампании республиканцев (и неолиберальных демократов), начавшейся со знаменитой шутки Рональда Рейгана: «Самые страшные слова в английском языке: "Я из правительства, и я здесь, чтобы помочь"».
Культурные войны также сыграли важную роль в победе Трампа. Его штаб успешно продвигал идею, что демократы одержимы гендерными, расовыми и другими социальными вопросами, в то время как большинство американцев просто пытаются свести концы с концами. Многие избиратели решили, что Трамп повернёт вспять или хотя бы замедлит темп этих дезориентирующих изменений, которые бросают вызов давно сложившейся социальной иерархии и ролям.
Подобно националистам в других странах, Трамп винит в проблемах Америки внешние силы — от иммиграции до «несправедливой» внешней торговли. Но хотя это правда, что данные вопросы не решались должным образом, предлагаемые им решения станут катастрофой для экономики США и всего мира. Трудно сказать, в какой степени это понимают его избиратели. Большинство, похоже, увлеклись политическим театром. Они хотели выразить своё недовольство, и сделали это.
Для демократов сигнал должно быть совершенно ясным: вы должны отказаться от неолиберализма и вернуться к своим прогрессивным корням (Франклин Рузвельт, Линдон Джонсон). Партии нужно представить новую концепцию общества, которое всем предлагает образование и возможности; где рынки конкурируют, чтобы лучше производить продукты, повышающие уровень жизни, а не придумывают способы получше эксплуатировать трудящихся, потребителей и природу; в котором мы будем понимать, что перешли от индустриальной эпохи к экономике, ориентированной на услуги, знания, инновации и уход за людьми. Новая экономика требует новых правил и новых ролей для государства.
Есть большая разница между этой новой концепцией и теми полумерами, которые предлагала Харрис во время избирательной кампании (тут чуть побольше финансирования для образования, а там ещё несколько долларов в помощь покупающим жилье в первый раз). Сформулировать сильную программу будет непросто, а реализовать её — ещё сложнее. Однако будущее Америки зависит от выполнения этой работы.