Трансказахстанские маршруты могут привлечь более 10 млн тонн грузопотока

17.06.2016

Источник: Курсив.kz

В Алматы состоялась VII международная выставка «EXPO RUSSIA KAZAKHSTAN 2016», в рамках которой проходил традиционный Алматинский бизнес-форум. В этом году участники мероприятия обсудили проблемы транспорта и логистики как фактора конкурентоспособности предприятий МСБ стран ЕАЭС. Реализация намеченных инфраструктурных проектов, полагают в правительстве РК, позволит увеличить объем перевозок через страну и дополнительно привлечь на сухопутные трансказахстанские маршруты к 2020 до 10% от общего грузопотока между Азией и Европой, что составит более 10 млн тонн.

Россия и Казахстан представляются для многих стран привлекательными транспортными артериями, и развитие транзитного потенциала, являясь одной из ключевых задач в рамках ЕАЭС, перекликается с транспортной стратегией других стран, в частности, Китая, который также заинтересован в воссоздании Великого Шелкового пути. «Развитие экономики и транспортно-логистическая составляющая идут в ногу и во многом зависят друг от друга. По различным оценкам, в себестоимости товаров от 30 до 70% приходится на долю транспортной и логистической составляющей», – отметил почетный представитель Торгово-промышленной палаты РФ в Алматы Андрей Хорунжий. Логистика – это не только транспортировка, подчеркнул председатель оргкомитета форума Мухтархан Бияров, но и весь путь товара от производителя к потребителю, включая хранение, упаковку и другие составляющие. И работу во всех этих сферах как внутри Казахстана, так и в рамках ЕАЭС и международных программ сотрудничества следует вести на высоком уровне.

По словам представителя Торгово-промышленной палаты России, по сравнению с 2014 годом, когда товарооборот между двумя странами в долларовом эквиваленте превышал $21 млрд, отмечено снижение данного показателя на 27%. «Основным моментом, который определил снижение товарооборота, стала корректировка курса валют. Если взять товарооборот в рублевом эквиваленте, то он вырос более чем на 25%», – сообщил Андрей Хорунжий. В этой ситуации консолидация усилий для развития бизнеса, запуска новых проектов, привлечения инвестиций является приоритетом, считает российский эксперт.

По мнению экспертов, для российской и казахстанской продукции транспортная составляющая очень важна. Такого же мнения относительно роли транспортно-логистического фактора для бизнес-сообщества своей страны придерживается руководитель отделения посольства Республики Беларуси в Республике Казахстан в Алматы, сопредседатель оргкомитета форума Сергей Жартун. По его словам, транспортная составляющая может стать инструментом, посредством которого при грамотном подходе удастся нивелировать негативные последствия кризиса. «Не все компании, особенно субъекты МСБ, располагают достаточной информацией о транспортных возможностях нашего союза в целом и каждой из стран в отдельности. Между тем, наша железнодорожная компания готова представить выгодные предложения казахстанским и российским производителям в части доставки товаров. Беларусь – транзитное государство, более 20% ВВП которого формирует транспорт, мы обеспечиваем транзит более 100 млн тонн европейских товаров в сторону России и Казахстана и в обратном направлении. Хотелось бы, чтобы мы вместе с коллегами по союзу использовали это преимущество и в части подключения к китайской инициативе «Шелковый путь» и в более глобальном масштабе»,– отметил белорусский спикер.

Казахстанские проекты

Представители казахстанской стороны считают, что уменьшение транспортной составляющей в цене товара, сокращение сроков доставки и повышение мобильности повысят привлекательность пространства ЕАЭС для транзитных потоков. В связи с этим, и госорганам, и бизнес-структурам стран ЕАЭС предстоит проявить оперативность в создании и развитии евразийских транспортных коридоров, интеграции транспортных систем государств в мировую систему. По словам заместителя председателя президиума СТП KAZLOGISTICS Юрия Лавриненко, общий объем инвестиций в инфраструктурные активы и компетенции в масштабах РК до 2020 составляет около $24 млрд.

«По экспертным оценкам ООН, объем торговли между основными рынками на Евразийском континенте к 2020 году вырастет в 1,5 раза до $1,2 трлн, а товарооборот между Китаем и странами ЕС вырастет до $800 млрд, объем грузовых перевозок увеличится до 170 млн тонн. Эта тенденция создает возможность для привлечения транзитного потока через евразийские трансконтинентальные маршруты», – считает эксперт.

Согласно данным, озвученным Юрием Лавриненко, в прошлом году объем контейнерных перевозок по маршруту «Китай – Европа – Китай» через территорию Казахстана вырос почти в 40 раз по сравнению с 2011 годом и на 123% - по сравнению с 2014-м. На регулярной основе функционирует 18 маршрутов. Уровень обратной загрузки из Европы в Китай достиг 46%, тогда как в 2004 году составлял 12%. Через СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» к 2020 году планируется обрабатывать 4,4 млн тонн грузов. Между казахстанской и китайской сторонами подписано соглашение о выделении инвестиций со стороны китайского партнера на развитие СЭЗ в размере $600 млн. Что касается развития воздушной инфраструктуры, то в марте 2017 года предусмотрено завершение строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Астаны, который в прошлом году достиг максимальной пропускной способности в 3 млн пассажиров в год. К 2017 году пропускная способность столичного аэропорта должна увеличиться до 7 млн пассажиров в год.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю