21.06.2016
Источник:
Курсив.kz
Компания Uber объявила о начале работы приложения по вызову такси в Астане. Таким образом, Казахстан вошел в список более 70 стран, где используется этот сервис. Некоторые эксперты полагают, что выход UBER на рынок Казахстана негативно отразится на рентабельности бизнеса казахстанских сервисов такси, поскольку тарифы международной компании ниже отечественных.
Пока пользователи Астаны смогут воспользоваться только одним сервисом UberX [автомобили эконом-класса]. Позже в Астане начнут обслуживать клиентов и сервисом UberBlack, это автомобили бизнес-класса.
В рамках интеграции платформы Uber в Казахстане представителями компании были подписаны меморандумы о сотрудничестве с акиматом Астаны, комитетом государственных доходов Министерства финансов РК и АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «Kaznex invest» МИР РК.
«Время адаптации приложения примерно 3 месяца. За этот период мы должны наработать клиентскую базу, а также доработать карту Астаны в Google map, потому что она оставляет желать лучшего. Думаю, что приложение придется по вкусу жителям Астаны. Во-первых, это безналичные платежи, вы всегда знаете, за что платите. И во-вторых, это цена. Для тех, кто ездит часто на такси, использование нашего сервиса обойдется дешевле, чем содержание своей машины», – заявил региональный менеджер компании Uber по странам СНГ Алексей Стах.
UBER и конкуренты
Как указано на официальном сайте компании Uber, тарифы компании следующие: 170 тенге за подачу, 40 тенге за километр и 5 тенге за минуту. Это значит, что приблизительная сумма на расстояние до 3 км составит менее 500 тенге. К примеру, от Дома Министерств до ТРЦ «Хан Шатыр» в г. Астана пользователь данной услуги заплатит 400 тенге. За расстояние до 5 км услуга будет обходиться в среднем от 456 до 553 тенге, а до 10 км – от 580 до 720 тенге. Также, в связи с открытием услуги на территории страны компания запустила акцию, когда в первые три дня каждому пользователю начисляется скидка в размере 4000 тенге на 5 поездок. Более того, при наличии личного пригласительного кода клиент может воспользоваться услугой бесплатно, если сумма не превышает 750 тенге.
Первым пользователем услуги стал блогер Алишер Еликбаев. «Сегодня в Астане официально запускается Uber X – сервис заказа автомобиля с экипажем, я буду первым человеком, который его закажет. В этом отношении у Uber большое преимущество, я всегда смогу найти Думана (водителя – прим. «Къ»), даже если я оставлю iPad на заднем сидении», - сообщил в онлайн-трансляции Facebook блогер.
Расценки службы конкурента Uber «Эко-такси» отличаются по ценовой политике. К примеру, чтобы проехать от Дома министерств до ТРЦ «Хан Шатыр» клиенту обойдется поездка от 650 до 15,000 тыс. тенге. Следует отметить, что компания автоматически взимает оплату за первые 5 км, даже если в данном случае длина расстояния составляет порядка 3 километров. Компания предлагает три вида «Эко такси»: Седан (Renault Logan 2015), Кроссовер (Ssang Young Kyron 2014 года) и VIP (BMW S class, Mercedes Benz и Audi).
В свою очередь, ценовая политика другого конкурента «Лидер такси» схожа с Uber. К примеру, при наличии 20% скидки поездка по городу с «Лидером» оплата за расстояние от 1 до 5 км в обычное время составляет 430 тенге, а при 25% - 400 тенге. Однако, в час пик ценовая политика значительно меняется, увеличивая тарифы до 600 и 575 тенге соответственно, это на 39% и 44% больше. Стоит отметить, что каждый последующий километр в обычное и час пик времена стоит от 50 до 55 тенге, в зависимости от предлагаемой скидки. Более того, фиксированная ставка за почасовой заказ на расстояние до 16 км составляет 1300 тенге.
На запрос от «Къ» компания ответила отказом. «Работу наших конкурентов мы не будем комментировать ни в плохом, ни в хорошем свете», - сообщили в отделе маркетинга «Лидер такси» в городе Астана.
Влияние на рынок
«Использование сервиса в Астане сделает нашу столицу еще более комфортной в плане перевозок для иностранных инвесторов. Также платформа не напрямую, но стимулирует развитие индивидуального предпринимательства. Еще одним немаловажным фактором являются безналичные платежи за перевозки. Во-первых, это удобно. Во-вторых, это сделает транспортные перевозки более открытыми и прозрачными», – заявил председатель правления АО «Kaznex invest» Борисбий Жангуразов.
По словам Алексея Стаха, подписание соглашений никак не нарушает закона «о конкуренции». «Мы всегда рады конкуренции, ведь она порождает качество. Эти меморандумы подразумевают разъяснительную работу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, как работать с платформой».
Однако стоит вспомнить большое количество скандалов, в центре которых оказывался сервис Uber. Большая часть из них связана именно с вопросом конкуренции. Дело в том, что водителями Uber могут стать «таксисты-нелегалы», вместе с тем, цены на перевозки значительно ниже. Таким образом, водители лицензированных такси теряют выручку, а впоследствии – и работу. К примеру, в Европе это привело к массовым беспорядкам в ряде городов.
Как отмечают в самой компании, в Астане Uber будет заключать сделки только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом будет идти многоступенчатый отбор потенциальных водителей. «Все зависит от законодательных требований самой страны. К примеру, в России и в Казахстане Uber сотрудничает с юрлицами и ИП. А в Европе мы сотрудничаем с физическими лицами», – сообщают в пресс-службе компании.
Также Uber ведет работу над тщательной выборкой автомобилей и потенциальных водителей. Разрешенные автомобили в каждом городе разные. В Астане для работы с сервисом UberX вам потребуется автомобиль не старше 7 лет в идеальном состоянии. Не принимаются: микроавтобусы, автомобили марки Daewoo, ВАЗ, Tagaz и китайские автопроизводители.
«Мы изучили опыт InDriver. Поэтому наши партнеры и их автомобили будут проходить тщательную проверку. Водители должны будут предоставить ряд документов. В частности, справку о несудимости», – заявил Алексей Стах.
Однако в InDriver сообщают, что до блокировки их сервиса они предлагали уполномоченным органам план по оформлению водителей и автомашин и даже начали его реализовывать. «Вкупе с единоличным, субъективным способом вынесения этого решения, без решения суда, это открывает широкие возможности для коррупции. По этой причине мы считаем этот прецедент опасным и деструктивным», – сообщил «Къ» директор по развитию сервиса InDriver Михаил Смирнов.
«Мы продолжим реализацию плана, – продолжает собеседник «Къ», – попытки блокирования сервиса только замедлят и усложнят этот процесс. Надеемся, что мы преодолеем это недоразумение и найдем общий язык с ведомствами. Уверен, что их руководители рано или поздно увидят в нас новые возможности развития транспортной инфраструктуры страны».