Уберизация банкинга

13.12.2016

Источник: FutureBanking.ru

На форуме FinNext-2016 старший вице-президент Тинькофф Банка Артем Яманов поделился своими соображениями о том, какие типы банков имеют шансы на выживание в ближайшие годы.

Почему люди, работающие в банках, день и ночь думают об уберизации, и эти мысли их расстраивают?

Все мы знаем компанию Uber, которая значительно поменяла пользовательский опыт и бизнес-модель таксистов.

И хотя в банковской отрасли есть вещи, которые ее защищают (лицензирование, регулирование, консервативное отношение людей к финансам), но все равно банкам есть чего опасаться.

Любой банк прежде всего боится, что банк потеряет контакт со своим клиентом, и боится этого не зря, так как интерфейсы никогда не были сильной стороной банкинга. Банкинг долго развивался сам по себе, были очень сильные бренды, но никогда банки не отличались красивыми дизайнами.

Помимо доступа к интерфейсам банки боятся, что не смогут клиентам продавать все больше услуг.

Как следствие, будет сначала снижена прибыльность, потом капитализация банков и часть банков обанкротится. Этот сценарий достаточно реалистичен, и он начинает реализовываться.

Количество банков будет сокращаться и не в последнюю очередь это происходит благодаря технологическим компаниям.

Два года назад мы рассуждали о том, что когда-то Apple займется платежами и это будет угроза для банкинга. Чуть позже главы банков увидели письмо из Apple, и в нем два варианта, либо участвовать в программе Apple Pay, платя за это деньги и вкладывая деньги в маркетинговый бюджет; либо не участвовать, но тогда ты теряешь молодую аудиторию.

Соответственно, лицензирование банки не защитит.

Два типа банков
Я думаю, банки разделятся на два основных типа. Во-первых, розничные банки, предоставляющие платформенные решения. Это банки mobile first, с развитым интерфейсом, дающие хорошее обслуживание клиентов и потребительский опыт. Это банки-бренды, которые могут привлекать клиентов в больших количествах и продавать им другие услуги. Вряд ли в таких странах как Россия их останется больше 50.

Во-вторых, останутся продуктовые банки, которые хорошо умеют делать конкретные продукты, например, ипотеку.

Банки, которые не смогли добиться успехов в создании какой-то платформы, не смогли наладить обслуживание и не смогли стать специалистами по какому-либо продуктовому направлению, которое может долгосрочно кормить, скорее всего уйдут. С большой вероятностью мы увидим отзывы лицензий, закрытие сотен банков в России. И в принципе в этом ничего страшного нет, это реалии рынка. Просто от этого, к счастью или сожалению, никуда не деться.

Платформенные опыты
Платформенные банки отличаются от обычных тем, что рассматривают именно продуктовые категории или решения, а не продают отдельные продукты. Обычно банковские продукты делались не так. Банки исходят из своих критериев. Например, есть великий кредитный комитет, который решил, что кредиты в 22 года даем, а меньше не даем, или одного застройщика аккредитуем, а другого нет.

Продуктовые решения от банковского продукта отличаются тем, что во главе продуктового решения находится потребитель.

Чтобы стать платформенным банком, нужно охватить большое количество финансовых услуг, удовлетворять спрос клиентов в любой услуге. И мы подумали, что неплохо бы взять какую-то сложную услугу и попытаться посмотреть, что мы с ней можем сделать и, если пойдет, по аналогии переделать и другие услуги.

Мы начали с ипотеки, потому что увидели, что в России ипотека онлайн никак не продается и это сложный процесс для человека. Когда человек получает ипотеку, он собирает разные документы в разных банках, справки на работе, ходит туда ногами, ездит к застройщику, ищет жилье. Это некий процесс, где он сталкивается часто с отказами, потому что многие люди в России, чего скрывать, не имеют белых зарплата; некоторые являются индивидуальными предпринимателями и для 50-70% людей это ночной кошмар за исключением сотрудников западных компаний, которые находятся на зарплатном проекте в большом западном банке. Для всех остальных это просто лотерея, в которой может происходить все что угодно сколь угодно времени.

Мы это решение переделали. Во-первых, чтобы люди никуда не ходили, весь сбор документов на вход для одобрения происходит дистанционно. Мы берем клиента, пытаемся понять, в чем его кейс, причину обращения и направляем в один, два или три банка, в которые, нам кажется, имеет смысл его направить, чтобы получить максимальную вероятность одобрения. Человек приходит в банк единственный раз, на сделку.

Мы наладили работу и с банками, и с оценочными и страховыми компаниями, с девелоперами. Мы планируем, что у нас в каждом регионе будет примерно пять банков-партнеров, которые покроют весь спектр необходимых клиенту решений.

Решение в будущем будет настолько полным, что позволит человеку найти и недвижимость, естественно, дешевле, чем если он сделает это сам. Потому что у нас есть объемы и мы можем получать скидки с девелоперов и лучшую ставку с банков.

Такие решения вроде бы создаются из традиционных услуг, но при подключении интеллекта становятся вполне себе инновационными и работают так же круто как Uber.

Борьба за интерфейс будет серьезной
Продуктовые специалисты будут конкурировать только со стартапами. Скажем, в кредитовании, продуктовые специалисты будут конкурировать с МФО или p2p-кредитованием. А интерфейсным платформам придется конкурировать с более серьезными конкурентами, такими как Amazon, Alibaba, Google и Apple.

Поэтому банкам нужно бежать впереди и пытаться осваивать технологичные решения быстрее, чем это делает даже Google. Нам, например, удалось одними из первых интегрировать NFC-платежи в полнофункциональное мобильное приложение.

Очевидно, в ближайшие годы необходимость в пластиковых карточках резко уменьшится. Это будет еще один вызов банковской системе, потому что стоимость переключения с одного банка на другой драматически упадет.

Сейчас вам надо идти в банк, перевыпускать, ждать карту, то через два-три года будет какая-то стена предложений внутри Google Pay или Apple Pay, вы просто выберите карту, введете пароль от сайта «Госуслуги» и выпустите эту карту. И переключиться с банка на банк вы сможете в течение трех минут.

Число банков, которые смогут в этой конкурентной борьбе выстоять, драматически уменьшится.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю