В Казахстане появился легальный способ снизить кредитную нагрузку

13.11.2025

Источник: Atameken Business

Популярная в последнее время добровольно-принудительная услуга, навязываемая банками заемщикам, отныне стала необязательной.

Отказ от услуги страхования жизни не может являться основанием отказа в кредите. Об этом inbusiness.kz заявили в агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) в ответ на запрос редакции. О подобной практике, когда банки требуют оформить страхование жизни при выдаче кредита, сообщали inbusiness.kz читатели.

В этой связи финрегулятор подчеркивает, что, если одобрена выдача кредита со страхованием жизни, заемщик вправе отказаться. Более того, если кредит со страховкой уже оформлен, то клиент вправе получить возврат уплаченной премии при досрочном погашении кредита.

В ведомстве пояснили, что услуга страхования жизни относится к добровольным видам страхования и может предоставляться только по воле клиента. Банки вправе предлагать ее как дополнительную финансовую услугу, но обязаны получить письменное согласие заемщика.

"Банки имеют право предлагать клиентам дополнительные финансовые услуги, включая страхование. Однако такие услуги относятся к категории добровольных, и их оформление возможно только по инициативе и согласию сторон. Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных Гражданским кодексом или иными законодательными актами", – говорится в ответе регулятора.

Кроме того, если клиент выбирает страхование, банк обязан предложить не менее трех страховых компаний с указанием тарифов и условий.

Как вернуть страховую премию при досрочном погашении кредита

Если кредит закрыт раньше срока, возврат части страховой премии осуществляется страховой компанией, а не банком. Для этого клиенту необходимо подать письменное заявление и приложить документ о досрочном погашении. Возврат производится за вычетом издержек, не превышающих 10% от уплаченной суммы, и пропорционально сроку, в течение которого действовал договор страхования.

В АРРФР уточнили, что страховые компании не предоставляют регулятору отдельную отчетность о количестве или объеме кредитов, выданных со страхованием жизни. Таким образом, официальная статистика по этому направлению отсутствует.

По данным агентства, в Казахстане насчитывалось 25 страховых компаний, из них 10 — по страхованию жизни. Объем активов страхового сектора по итогам июля 2025 года достиг 3,6 трлн тенге, увеличившись с начала года на 14,4%, а совокупные страховые премии за семь месяцев составили 964 млрд тенге, что на 17% больше, чем годом ранее.

Отмечается, что рост обеспечен в первую очередь добровольным личным страхованием, в частности страхованием жизни: за январь-июль 2025 года премии по этому направлению выросли на 23,6%, до 143,8 млрд тенге. Количество заключенных договоров превысило 15,2 млн, из которых более 2,3 млн — по страхованию жизни.

Одновременно увеличилось и число обращений граждан. По данным АРРФР, жалобы в страховой сфере выросли более чем в два раза за первое полугодие — со 134 до 299 заявлений. Ведомство рассматривает такие обращения в рамках надзорной деятельности и при выявлении нарушений применяет меры надзорного реагирования, включая предписания и административные взыскания.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю