18.08.2025
Источник:
Frank Media
Формулировки лицензии OFAC, временно разрешившие операции с РФ в рамках саммита на Аляске, слишком расплывчаты и создают риски для американских банков, говорят специалисты по комплаенсу
Общая лицензия № 125 (GL 125) Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC), которая временно разрешила американским компаниям обрабатывать транзакции, связанные с саммитом президентов Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске, вызвала серьезные опасения у банков. Об этом пишет издание The Banker, которое поговорило со специалистами по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.
Так как российский президент и высокопоставленные лица из его делегации включены в SDN-список в рамках американского санкционного режима, даже оплата гостиниц или заказ еды и напитков на Аляске может оказаться проблемой, сообщает издание. Это касается не только Владимира Путина и его окружения, но и финансовых учреждений, которым санкции США обычно запрещают проводить платежи с участием подсанкционных российских лиц или структур.
Лицензия, выпущенная Минфином США 13 августа, разрешает проводить сделки, ранее запрещенные санкционными правилами, «если они являются необходимыми для участия или обеспечения встреч в штате Аляска между правительством США и правительством Российской Федерации». Таким образом, лицензия позволяет американским компаниям принимать оплату за питание и проживание — операции, которые в нормальных условиях подпадают под запрет санкций против России, говорит эксперт по борьбе с финансовыми преступлениями Джордж Волошин, представляющий Ассоциацию специалистов по борьбе с отмыванием денег (ACAMS).
Однако бывший менеджер по банковскому регуляторному риску в США, ныне консультант по ПОД/ФТ Даниэль Гутьеррес заявил, что лицензия для визита Путина — это «огромная головная боль» для банков. «Если бы я был небольшим или средним банком на Аляске, я был бы сейчас напуган, — сказал он. — Что конкретно значит «необходимые» транзакции? И как банкам понять, что разрешено по лицензии, учитывая расплывчатость этой формулировки?»
Гутьеррес отметил, что чувствовал бы себя спокойнее, если бы к лицензии OFAC прилагался список товаров, подпадающих под определение «обычные и сопутствующие». «Но я здесь не вижу никакого приложения», — сказал он.
По его словам, в рамках санкций против России многие российские товары запрещены. Возникает вопрос: разрешены ли они теперь под действием спецлицензии для саммита? Ситуация еще больше усложнится, если в транзакциях Путина или его команды во время визита окажется российский банк из списка SDN: «Какие российские банки теперь будут выведены из-под санкций?»
Как бывший банковский риск-менеджер, Гутьеррес подчеркнул, что никогда бы не принимал такие решения в одиночку: «Когда имеешь дело с OFAC, всегда есть риск судебного иска. Если пропустить транзакцию, которую проводить нельзя, можно получить приказ о прекращении деятельности или штраф. Я всегда передавал такие вопросы юристам из-за риска финансовых санкций». Для небольших и средних банков это, однако, значительные расходы.
Гутьеррес также предупредил о риске злоупотреблений: лицензия действует до 20 августа, и за этот короткий срок российские олигархи или другие лица под санкциями могут попытаться провести иные операции или отмыть средства. «Для финансового учреждения риск в том, что этот временной зазор может быть использован другими преступниками, которые решат сделать что-то незаконное», — отметил он.
Трамп проведет встречу с Путиным 15 августа на военной базе «Элмендорф-Ричардсон» в городе Анкоридж.