26.09.2016
Источник:
Kapital.kz
До запуска месторождения Кашаган, планы о котором объявлены в Казахстане на самом высоком уровне, остался месяц. Три года понадобилось участникам проекта, чтобы возобновить запуск на одном из крупнейших в мире месторождений. Осенью 2013 года добыча на Кашагане была остановлена. Но в Казахстане, по-прежнему, несмотря на сырьевой кризис, ждут «кашаганского чуда», пишет Интерфакс-Казахстан.
Затянувшийся дебют
С момента обнаружения месторождения в 2000 году сроки начала добычи переносились неоднократно: кашаганскую нефть ожидали и в 2005, и в 2007, и в 2011, и в 2013 годах. Однако проект вновь и вновь оправдывал свое название – Неуловимый (Кашаган в переводе с казахского языка «неуловимый» – ИФ-К). Первый запуск месторождения состоялся 11 сентября 2013 года. 9 октября занимавший в то время кресло министра нефти Узакбай Карабалин сообщил, что проект вышел на коммерческую добычу, но спустя два дня добыча была прервана из-за утечки газа на трубопроводе. Оператор проекта - консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) – заявил, что прямой причиной утечек газа стало растрескивание трубопровода.
Сроки возобновления сначала отодвинулись на две недели, затем на месяцы, а затем до 2016 года. В планах нынешнего министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева - выйти на коммерческую добычу через месяц после открытия скважин.
«Дата введения Кашагана остается прежней - конец октября - начало ноября 2016 года, ничего не меняется», - сказал Канат Бозумбаев на минувшей неделе журналистам.
Впрочем, сроки промышленного запуска были также подтверждены на самом высоком уровне. Глава государства Нурсултан Назарбаев, общаясь с журналистами, заверил, что запуск состоится в октябре.
Как сообщили агентству Интерфакс-Казахстан в пресс-службе оператора Кашагана NCOC, по состоянию на 23 сентября на месторождении «продолжаются работы, связанные со сложным процессом пусконаладочных работ и испытаний объектов месторождения».
Цены пуску не помеха
Начать добывать нефть на Кашагане намерены несмотря на низкие цены на углеводороды. Стоит напомнить, что себестоимость кашаганской нефти по данным, озвученным председателем правления нацкомпании «КазМунайГаз» Сауатом Мынбаевым, равна примерно 100 долларам за баррель.
В Минэнерго Казахстана, комментируя агентству Интерфакс-Казахстан рентабельность проекта в нынешних условиях, отметили, что «акционеры не могут строить домыслы по будущей динамике цен на нефть».
«Эксплуатационный цикл первого этапа проекта освоения Кашагана составляет десятки лет. Необходимо рассматривать его в долгосрочной перспективе, а не в контексте кратковременного периода текущих экономических условий. Каждый акционер независимо отвечает за транспортировку и сбыт своей доли продукции, а также за предоставление отчетности и раздел этой продукции с правительством в соответствии с СРП», - отметили в ведомстве.
Между тем, по сообщениям зарубежных СМИ, нефтяные рынки «напряглись» в ожидании нефти Кашагана, так как казахстанский проект может развеять надежды на сбалансирование нефтяного рынка.
Стоит ли овчинка выделки?
По мнению аналитиков департамента исследований Halyk Finance, запуск Кашагана не сможет существенно повлиять на мировой рынок нефти.
«Если говорить о масштабах добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, в 2015 году, согласно данным BP, доля Казахстана в мировой добыче нефти составляла всего 1,8%. Кашаган на стадии полной эксплуатации внесет лишь небольшую лепту в дисбаланс на мировом рынке нефти. На сегодняшний день есть более значительные факторы, которые влияют на объемы добычи и динамику нефтяных котировок. В частности, экономика крупнейшего потребителя нефти Китая и продолжительное наращивание добычи ключевыми игроками, в том числе Россией (чей вклад в мировую добычу составляет более 12%)», - отметили эксперты Halyk Finance агентству.
При текущих ценах на нефть об окупаемости проекта говорить пока рано. «Поскольку проект является долгосрочным, сроки окупаемости и рентабельность проекта подвержены рискам, ключевым из которых является цена на нефть. При текущих ценах на нефть и приблизительных данных по себестоимости производства убыточность проекта - довольно уязвимый вопрос для всех участников. Исходя из наших прогнозов, цена на нефть в 2017 году в среднем составит 50 долларов за баррель, и с учетом имеющихся прогнозов, при себестоимости производства нефти в 100 долларов за баррель, говорить об окупаемости проекта рано», - считают эксперты.
Однако, полагают в Halyk Finance, стоит учитывать тот факт, что оценки себестоимости добычи на Кашагане также сильно разнятся в зависимости от источника – встречаются в том числе и цифры в 50-60 долларов за баррель. По мнению аналитиков, учитывая сложности запуска, вопрос рентабельности проекта для акционеров станет приоритетным уже после полного ввода в эксплуатацию. «Полная ясность в этом вопросе, скорее всего, наступит после начала коммерческой добычи», - полагают они.
Потенциальные покупатели
Запуск пока еще не состоялся, но планы на нефть в Минэнерго Казахстана уже есть. В ведомстве надеются, что по итогам 2016 года Кашаган даст 500 тыс. тонн нефти.
«В первые месяцы после возобновления морских операций и пусконаладки добыча ожидается на уровне 75 тыс. - 180 тыс. баррелей в сутки. После начала обратной закачки попутного (сернистого) газа и оптимизации к 2017 году на этапе N1 Кашагана предполагается достичь уровня добычи 370 тыс. баррелей в сутки», - сообщили агентству в министерстве.
В 2017 году на месторождении планируется добыть 4 млн тонн, в 2018 - 7 млн тонн, в 2019 - 11 млн тонн. Пик добычи, по прогнозам, ожидается в 2020 и 2021 годах - по 13 млн тонн нефти.
Между тем, в ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в КНР было заявлено, что Казахстан может втрое увеличить экспорт нефти в Китай, в том числе за счет нефти с Кашагана. Казахстанская нацкомпания «КазМунайГаз», владеющая долей в проекте, уже договорилась о поставках своей части нефтетрейдеру Vitol. Сумма сделки составила 1 млрд долларов.
Во сколько обошелся последний трехгодичный ремонт труб, не озвучивала пока ни одна структура - ни Минэнерго, ни акционеры проекта. Более охотно стороны говорят о работе, проводимой для обеспечения безопасности добычи в настоящее время. Как сообщили агентству Интерфакс-Казахстан в Минэнерго, для обеспечения безопасности и целостности трубопроводов «ведется регулярный мониторинг с помощью вертолетного патрулирования». По словам специалистов Минэнерго, результаты последних проверок также пока не выявили дефектов на новых трубах.
Кашаган - первое морское нефтегазовое месторождение в казахстанском секторе Каспийского моря, а также крупнейший международный инвестиционный проект в стране. Акционерами North Caspian Operating Company (NCOC), оператора Кашагана, являются AgipCaspian Sea B.V. (16,81%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%), KMG Kashagan B.V. (8,44%), АО «ФНБ «Самрук-Казына» (8,44%), Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,56%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%), Total EP Kazakhstan (16,81%) и CNPC Kazakhstan B.V. (8,33%).