Что общего между «Анной Карениной» и предпринимателями РК

20.09.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Помните, как Левин, вернувшись в свое поместье из Москвы, после того как не смог объясниться с Китти, встречает весну?

«Весна – время планов и предположений. И, выйдя на двор, Левин, как дерево весною, еще не знающее, куда и как разрастутся эти молодые побеги и ветви, заключенные в налитых почках, сам не знал хорошенько, за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь, но чувствовал, что он полон планов и предположений самых хороших». Чем не портрет современного предпринимателя, редко когда умеющего четко сформулировать цели и разработать планы по их достижению?

Сходство усиливается в момент, когда Левин узнает, что ни одно из его распоряжений так и не было выполнено. «Досадно было, что повторялось это вечное неряшество хозяйства, против которого он столько лет боролся всеми своими силами. Решетки, как он узнал, ненужные зимой, были перенесены в рабочую конюшню и там поломаны, так как они и были сделаны легко, для телят. Кроме того, из этого же оказывалось, что бороны и все земледельческие орудия, которые велено было осмотреть и починить еще зимой и для которых нарочно взяты были три плотника, были не починены, и бороны все-таки чинили, когда надо было ехать скородить <…> Приказчик слушал внимательно и, видимо, делал усилия, чтоб одобрять предположения хозяина; но он все-таки имел столь знакомый Левину и всегда раздражающий его безнадежный и унылый вид. Вид этот говорил: все это хорошо, да как Бог даст. Ничто так не огорчало Левина, как этот тон. Но такой тон был общий у всех приказчиков, сколько их у него ни перебывало. У всех было то же отношение к его предположениям, и потому он теперь уже не сердился, но огорчался и чувствовал себя еще более возбужденным для борьбы с этою какою-то стихийною силой, которую он иначе не умел назвать, как «что Бог даст», и которая постоянно противопоставлялась ему».

Еще одно, что роднит Константина Дмитриевича с нашим предпринимателем – отсутствие долгосрочной перспективы. Не буду отнимать время сравнительным анализом эпох и причин отсутствия таковой: есть и сходства и различия. Но о нашем времени поговорить стоит.

Первое, с чем сталкивается предприниматель, – он не знает, сколько времени отпущено ему на занятие его бизнесом. В любую минуту может выйти какой-нибудь подзаконный акт, делающий всю активность не очень законной. Если более-менее крупная компания может позволить себе содержать юридическое подразделение, которое в том числе будет отслеживать изменения законодательства, то для значительной части МСБ это неподъемные издержки.

Второе – это недоступность долгосрочного финансирования. Отсутствие длинных денег делает практически невозможным модернизацию существующего производства и создание нового, если, конечно, не попасть в какую-нибудь государственную программу. Третье – дефицит рыночной информации, не позволяющий своевременно реагировать на изменения потребительских предпочтений. Четвертое – коррупция, административный прессинг, создающие дополнительные издержки, уничтожающие рентабельность, а значит, и перспективы развития. Наконец, короткий горизонт планирования, высокие издержки препятствуют внедрению эффективных способов мотивирования сотрудников.

И выходит, что наш предприниматель оказывается в положении Левина, не имеющего четких планов, с подчиненными, особо его не слушающими и не спешащими выполнять распоряжения.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю