14.07.2016
Источник:
Kapital.kz
Цены на Brent под угрозой или на волне оптимизма?
Что происходит на рынке нефти, какие факторы действуют на котировки и чего ожидать от производителей и потребителей черного золота? Ответы на эти вопросы в комментарии центру деловой информации Kapital.kz дает заместитель генерального директора Казахского института нефти и газа Акбар Тукаев.
Эксперт предлагает отойти от абстрактных рассуждений, «наблюдаемых в большинстве СМИ», и рассмотреть конкретные цифровые параметры нефтяные рынка, не повторяя при этом отчеты Международного энергетического агентства и Секретариата ОПЕК. Ситуация, таким образом, представляется следующей.
Сработала «страховка» от падения
По мнению собеседника, в настоящее время два базовых фактора страхуют цены на нефть от падения в ближайшие полгода в коридор 20-30 долларов за баррель. Первый: мировой экономический рост остается в пределах 2-3%. «Напомню, что периодически возникает мнение о глобальном кризисе, то есть об отсутствии роста», – отмечает эксперт.
Второй фактор: превышение предложения нефти над спросом уменьшается. Если в январе этого года разница составляла около 2,8 млн барр./сут., то сейчас – около 1 млн барр./сут., а к концу года снизится еще в два раза. В 2017 году проблема будет окончательно решена.
Грядет новый рекорд мировой потребления
«Что бы ни говорили о снижении спроса или его минимальном росте, надо в первую очередь понимать, что в этом году будет установлен новый мировой рекорд потребления нефти на планете – 96 млн барр./сут. Еще пять лет назад он составлял 89,5 млн барр./сут.», – говорит Акбар Тукаев.
Большинство стран, определяющих мировой нефтяной спрос, продолжают наращивать показатели. Эксперт приводит иллюстрирующие эту ситуацию данные. В США в 2016 году прирост потребления черного золота составит не менее 150 тыс. барр./сут. В Китае и Индии – приблизительно по 250-300 тыс. барр./сут. В Саудовской Аравии и Южной Корее ожидается прирост потребления на 100 тыс. барр./сут. В Европе, даже с учетом Brexit, вовсе не будет обвального падения, максимум снижения составит 50 тыс. барр./сут. «При этом за счет роста своих показателей Индия уже ворвалась в лидирующую тройку государств мира по потреблению нефти, а это значит, что влияние рецессионных стран на мировой рынок будет снижаться, этот тренд продолжится», – поясняет собеседник.
Еще один важнейший момент: завершается этап «повального и рекордного» роста резервуарных запасов нефти у ведущих нефтепотребителей. «В ОЭСР уже несколько месяцев коммерческие запасы нефти (crude oil) остаются на уровне 1,6 млрд баррелей, а с учетом нефтепродуктов – 3 млрд баррелей. При этом в США текущий уровень запасов нефти превышает уровень начала года всего на 34 млн баррелей, то есть на объем, меньший, чем страна потребляет за двое суток. В Китае с начала года снижение запасов составило 3 млн баррелей, а по сравнению с прошлым годом показатель упал на 9%», – говорит Акбар Тукаев.
Если говорить об индексе PMI, отражающем ситуацию с промышленным ростом, то в ведущих нефтепотребляющих государств мира этот индекс сейчас не испытывает серьезных потрясений. В США он составляет 53,2 пункта, в ЕС – 52,8, в Индии – 51,7, в Южной Корее – 50,5, в КНР – 50. «Только в Японии этот параметр на неудовлетворительном уровне – 48,1 пункта, но Япония уже давно теряет свои позиции в мировой иерархии нефтепотребления», – поясняет аналитик.
Ожидания и «сюрпризы»
Максимальный ожидаемый уровень добычи ОПЕК в 2016 году будет около 33 млн барр./сут., то есть всего на 200 тыс. барр./сут. больше, чем текущий пиковый параметр, рассматривает Акбар Тукаев ситуацию со стороны предложения. Говоря о каждой стране-производителе, он приводит цифры.
Саудовская Аравия и ОАЭ, скорее всего, уже близки к своему максимуму года. Ожидаемый сезонный летний пик – 10,6 млн барр./сут. и 3,3 млн барр./сут. соответственно – эти страны уже не превысят в IV квартале.
В США падение уровня добычи сырой нефти с начала года составляет уже 9%. Ожидаемое среднегодовое снижение добычи составляет не менее 4%.
Максимальный месячный объем добычи в России, по оценке эксперта, составит не более 48 млн тонн, то есть в оставшееся до конца года время не ожидается «ошеломительного роста производства».
Среднегодовой уровень добычи в Канаде дойдет до 4,5 млн барр./сут., таким образом, прирост составит только 100 тыс. барр./сут. по сравнению с 2015 годом.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжает падать добыча нефти в Китае. Ожидаемый уровень сокращения производства по году – около 200 тыс. барр./сут.
На пятое место в мире, оттеснив КНР, претендует Ирак с ожидаемым среднегодовым уровнем добычи в 4,4 млн барр./сут.
Иран уже достиг основного прироста добычи, добавив рынку около 750 тыс. барр./сут. Во второй половине года темпы существенно снизятся, и очередной прирост уже не превысит 400 тыс. барр./сут.
Венесуэла, Мексика и Бразилия в первом полугодии этого года отметились падением добычи. Даже в случае противоположной ситуации во втором полугодии, эти страны только повторят показатели 2015 года, считает спикер.
«В целом в ближайшие месяцы основной рост нефтяного предложения ожидается со стороны ключевых участников ОПЕК и Канады. Могут сделать «сюрпризы» страны второй десятки, в том числе Нигерия, Ливия, Ангола, Кувейт», – прогнозирует Акбар Тукаев.
«Вместе с тем сохраняется сверхнапряженная ситуация с инвестированием в глобальную разведку-добычу нефти. По последним данным, объем капвложений в странах ОПЕК в 2015-2017 годах составит менее 40 млрд долларов в год, что в три раза меньше по сравнению с 2014 годом. Учитывая инвестиционный цикл в нефтяной отрасли, это означает постепенное нарастание проблемы обеспечения производства», – говорит эксперт.
Резюме
Худший этап нефтяной рынок прошел в начале 2016 года, когда стоимость Brent падала до 27 долларов за баррель. «При этом 99% аналитиков считало, что среднегодовая цена будет 20-30 долларов за баррель. По факту за прошедший период 2016 года средняя цена составляет около 41 доллара. Во втором полугодии продолжатся колебания в обе стороны, но, считаю, так же, как и в январе, за счет фундаментальных отраслевых показателей в целом в 2016 году средняя цена Brent будет 45 долларов за баррель и выше, в 2017 году – около 60 долларов», – комментирует Акбар Тукаев.
Эксперт обозначает два основных отраслевых вопроса, ответы на которые влияют на ценовую ситуацию: «Прошла ли Саудовская Аравия годовой пик добычи в июне?» и «Продлится ли падение добычи в США еще два-три месяца?». «Если на оба вопроса в ближайшем будущем мы получим положительный ответ, то в IV квартале ситуация с ценами будет более благоприятной», – поясняет собеседник.
Мировые цены на нефть, безусловно, формируются не только за счет прямых отраслевых параметров. «В последние годы влияние – в основном негативное – оказывала целая группа биржевых индикаторов и внешнеполитических аспектов», – говорит эксперт.
На его взгляд, биржевыми предвестниками потенциального обвала нефтяных цен может быть достижение и сочетание следующих показателей: Индекс доллара США – более 98 пунктов; Net long positions по фьючерсам и опционам на Brent на Лондонской бирже – менее 200 тыс. контрактов; Индекс DOW 30 – менее 17 тыс. пунктов; S&P 500 futures – менее 1950 пунктов; Nasdaq futures – менее 4 тыс. пунктов.
«Наиболее близко к этим критериям сейчас подошел Индекс доллара США. Но критическим будет именно сочетание показателей, а вероятность этого сейчас не больше 10%», – подводит итог Акбар Тукаев.