Кто ответит за валютную истерику?

28.01.2016

Источник: Капитал.kz

Нынешняя неделя была не спокойной для валютного рынка страны – курс вновь колебался в ответ на изменение цен на нефть, а обменные пункты на выходные приостановили продажу национальной валюты. Подобные сценарии, по мнению некоторых экспертов, должны пресекаться Национальным банком, для того чтобы не подогревать девальвационные ожидания в стране.

В выходные дни многие обменные пункты в Казахстане не покупали доллары, а лишь продавали валюту. Позже аналитики отметили, что это было связано с ситуацией на внешних рынках и ожиданиями по изменению курса тенге к инвалютам. При этом обменные пункты не имели права менять курсы валют, соответственно, тенге они не продавали.

Экономист Петр Своик высказал мнение, что переход на свободное плавание – это уже отклонение от нормы. «Когда это будет прекращено? Тогда, когда будет восстановлен фиксированный курс», – пояснил экономист. Он также подчеркнул, что все рассуждения о том, что тенге должен достичь дна – это пустые разговоры. «Не иметь твердой почвы под ногами, – отметил он, – и держать плавающий курс – это в принципе неверно, и вся аргументация о том, почему это делается, – не состоятельная».

«Представим, что тенге не девальвировали, хуже бы не стало, тогда бы экспортерам пришлось конвертировать в тенге в 2 раза больше валюты, чем они сейчас делают. Девальвация тенге только ухудшила долларовый баланс», – уверен Петр Своик. Вторым заблуждением он считает то объяснение, что тенге пришлось девальвировать вследствие падения рубля. «Российский импорт составляет меньше трети от общего импорта РК. Защищаясь от девальвации рубля и подешевевших российских товаров, мы сделали дороже китайский, турецкий, европейский импорт, а его в два раза больше. Эффект оказался негативным», – подчеркнул экономист. При этом он пояснил, что арифметического значения «равновесного» курса не существует, тенге может падать бесконечно. Петр Своик пояснил, что экономика Казахстана формировалась в тучные годы за счет количественного и ценового роста сырьевого экспорта и лишь догоняющим темпом рос импорт. «Теперь идет обратный процесс: падает экспорт и падает импорт, но также догоняющим темпом. По прошлогоднему отчету видно, что экспорт упал наполовину, а импорт только на четверть. Поэтому импорт никогда не догонит экспорт и не будет равновесия, которого ждали после девальвации тенге», – заключил экономист.

Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», считает, что ситуация с обменными пунктами произошла, потому что население и бизнес все еще не доверяют тенге. Более того, многие из них внимательно следят за новостями, что приводит к подобным ситуациям. «Сегодня многие на рынке занимаются спекулятивными операциями, на которых и зарабатывают. Но обменные пункты также понимают, что нет смысла продавать тенге себе в убыток, учитывая то, что курс изменится», – отметил Айвар Байкенов.

В свою очередь экономист Магбат Спанов считает, что повторение подобных ситуаций будет зависеть от политики Национального банка – если он будет проводить внятную политику, тогда такого непонимания не будет.

«Скорее всего, это было связано с возможным изменением курса тенге, но это носит больше спекулятивный характер. Курс, по моему мнению, сейчас больше спекулятивный и не отражает реальное экономическое состояние в Казахстане. Я думаю, что Нацбанк проводит большую работу и мне импонирует работа нового главы Национального банка, по крайней мере, ко многим вопросам он подходит профессионально. Теперь необходимо сделать политику более понятной и транспарентной. Тогда подобные ситуации не будут повторяться. Тем более многие банки и обменные пункты получали достаточное количество наличных денег, а тут возникла проблема. Я думаю, что Нацбанк постарается не допустить подобных ситуаций впредь», – выразил надежду экономист. При этом, уверен он, если же были нарушения со стороны банков или обменных пунктов, тогда необходимо их наказывать, поскольку они подрывают доверие к финансовой системе и тенге. Это создало массу неудобств и граждане начали домысливать, что будет дальше», – подчеркнул экономист.

В то же время с 1 февраля Казахстан ожидает введение разницы между курсом покупки и продажи в 6 тенге. По словам Айвара Байкенова, подобный шаг – лоббирование интересов обменных пунктов.

В прошлый четверг глава Нацбанка Данияр Акишев на пресс-конференции отметил, что это «исключительно техническая мера». «В условиях изменения масштабов обменного курса назрела необходимость в повышении этого коридора. Мы не думаем, что будут происходить спекулятивные операции и их рост. Эта мера в первую очередь направлена на то, чтобы при колебаниях обменного курса сократить издержки не только для обменных пунктов, но и для населения», – уточнил Данияр Акишев. При этом он пояснил, что в Казахстане работает порядка 3 тыс. обменных пунктов, добавив, что вопрос закрытия небанковских обменных пунктов не стоит.

Между тем, по словам Айвара Байкенова, до конца февраля курс может составлять 350 тенге за доллар, но это будет связано с ценами на нефть и налоговой неделей.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю