Почему Акишев продолжает снижать базовую ставку

06.03.2018

Источник: Forbes Kazakhstan

Своим мнением по поводу действий регулятора поделился с читателями Forbes.kz Павел Афанасьев, директор аналитического центра ассоциации финансистов Казахстана

В понедельник, 5 марта, Нацбанк распространил сообщение, в котором, в частности, говорится:

«Национальный Банк Республики Казахстан принял решение снизить базовую ставку до 9,5% с коридором +/-1%. Годовая инфляция продолжает замедляться внутри целевого коридора на 2018 год. Инфляционные ожидания демонстрируют тенденцию на снижение. На краткосрочном горизонте существуют риски выхода годовой инфляции за нижнюю границу коридора 5-7%, однако в среднесрочном периоде инфляция закрепится внутри нового целевого коридора 4-6% на 2019. Учитывая благоприятные тенденции и позитивные оценки в отношении перспектив развития ситуации на внешних рынках и в странах – торговых партнерах, а также ожидания по сохранению роста экономики Казахстана в 2018-2019, Национальный банк продолжит в 2018 году политику постепенного снижения базовой ставки, обеспечивая при этом сохранение нейтральных денежно-кредитных условий.»

Этот год начался с достаточно индифферентной в своей динамике инфляции без резких скачков, с тенденцией к снижению. Согласно официальной статистике, годовая инфляция в январе составила 6,8% и в феврале – 6,5%. По итогам декабря этот показатель составлял 7,1%. Факт замедления инфляции вроде бы очевиден, и, вероятно, продолжится и в этом году. Но, как говорится, ceteris paribus.

Напомню, 15 января НБРК снизил базовую ставку сразу на 50 базисных пунктов, что несколько удивило рынок. Некоторые эксперты даже высказались относительно нарушения принципов инфляционного таргетирования. Хотя, на мой взгляд, каких-либо четких критериев казахстанской версии инфляционного таргетирования никто не устанавливал – диапазон инфляции на текущий год составляет 5-7%. Схожие и, надо сказать, достаточно широкие диапазоны устанавливались и раньше. Это, собственно, и есть наш «таргет», который фактически уже был достигнут в годовом выражении в январе и феврале. Впереди еще десять месяцев установленного диапазона (таргет – это всё-таки цель, на мой субъективный взгляд), и это даёт определённую свободу в решениях в начале года. Решение снизить базовую ставку до 9,5% говорит о том, что центральный банк достаточно серьезно намерен смягчать денежно-кредитную политику по мере замедления официальной инфляции.

Очень похожая динамика индекса потребительских цен и в России. Кстати говоря, Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,50% годовых 9 февраля текущего года на фоне продолжения замедления инфляции. Необходимо также отметить, что, по итогам последнего опросного раунда АФК, большинство экспертов ожидали сохранения базовой ставки регулятора на уровне 9,75%.



Уровень реальной процентной ставки (базовая ставка минус инфляция), таким образом, сохраняет тенденцию к снижению.



Лично меня в официальной статистике по-прежнему смущают такие далеко не новые наблюдения, как достаточно увесистая позиция НБРК по операциям изъятия избыточной краткосрочной ликвидности в размере 4,6 трлн тенге (что, на мой взгляд, является отложенной инфляцией), слабый уровень реальных доходов населения (и, соответственно, тагрегированный спрос) при росте потребительского кредитования, а также постепенный рост ставок по кредитам, выдаваемым рознице, где, судя по всему, несмотря на растущие объемы, банки видят соответствующий риск.

Устранение каждого из перечисленных мною факторов, конечно же, требует достаточно выверенного подхода к монетарной и бюджетной политике страны и во многом смелых решений. Что и хочется наблюдать в дальнейшем. Особенно с учётом того, что экономическая конъюнктура на данный момент в целом благоволит решению хотя бы части имеющихся проблем.





Следующее решение по базовой ставке будет объявлено 16 апреля. Заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 23 марта.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю