23.07.2015
Источник:
КАПИТАЛ
На прошлой неделе стало известно, что в Кыргызстане ведутся переговоры по упразднению Кыргызско-казахстанского фонда прямых инвестиций. Кыргызстанских бизнесменов не устраивает минимальная стоимость запрашиваемого кредита - $3 млн. «Къ» выяснил, что не поделили кыргызские бизнесмены и казахстанские инвесторы.
На пресс-конференции 14 июля министр экономики Кыргызской республики Олег Панкратов заявил: «Проговаривается использование средств в других форматах и формах взаимодействия. Возможно, эти деньги поступят в форме технической помощи. Переговоры идут, одно из предложений реформирования - это упразднение. Но окончательного решения не принято».
По словам министра, ни один проект фондом не был реализован из-за завышенных требований в уставе организации.
Соглашение о создании Кыргызско-казахстанского инвестиционного фонда было достигнуто еще в феврале 2011 года. 27 марта 2012 года фонд был зарегистрирован на территории Казахстана - в Алматы. Акционером фонда с казахстанской стороны выступило АО «Казына Капитал Менеджмент», с кыргызской - фонд по управлению госимуществом. Также 7 мая 2013 г в министерстве юстиции КР зарегистрировано представительство АО «Кыргызско-казахстанский инвестиционный фонд» в Кыргызстане. Уставный капитал фонда- $100 млн - был выделен правительством Казахстана.
Предполагалось, что Кыргызстан предоставит для финансирования 40 проектов, которые значительно повлияют на развитие экономики КР. Согласно уставу, минимальная стоимость проекта, то есть запрашиваемого кредита, должна составлять $3 млн. По мнению кыргызских экспертов, требования были сильно завышены для бизнеса Кыргызстана, что и стало причиной того, что фонд так и не заработал.
«Это завышенная сумма. Таких проектов, которые могут дать больший экономический эффект, очень мало. Возможно, такой порог можно оставить для логистических и энергетических проектов. Для сферы сельского хозяйства, где большинство предпринимателей являются мелкими и средними производителями, планку нужно понизить до $500 тыс»,- сказал КирТАГу экономист, экс-министр сельского хозяйства Жумакадыр Акенеев.
Неподъемный МСБ
Кыргызстанский экономист, замдиректора компании Smart business solutions Central Asia Марат Мусуралиев поделился с «Къ» своим мнением относительно возмущений кыргызстанских предпринимателей. Он полагает, что просьбы о снижении суммы финансирования из фонда обоснованы.
«Для Киргизии $3 млн. (186 млн.сом) - крупная сумма. Для сравнения, не все коммерческие банки в КР выполнили требования стандартов Базель-3, по которому к 1 июля 2017 года минимальный уставный капитал должен составить 600 млн.сом., соответственно, далеко не все способны предоставить такой заем», - заявил эксперт.
Как отметил экономист, повышение порога до $3 млн., могло быть связано с целью снизить операционные затраты на функционирование фонда, а также с целью отсеять большинство заявок.
Для малого и для среднего бизнеса в КР сумма также является неподъемной.
«Абсолютное большинство субъектов, при классической схеме кредитования в банках, неспособны будут набрать залогов для такого займа», - отметил он.
По мнению г-на Мусуралиева, то, что за время существования фонда не был реализован ни один проект, вероятнее всего обусловлено хорошими высокими требования для бизнес-планов и потенциальных заемщиков с казахстанской стороны.
На вопрос относительно других вариантов развития истории фонда, кроме упразднения, инициируемого кыргызской стороной, эксперт ответил: «Была информация, что средства фонда будут направлены на мероприятия по вхождению КР в ЕАЭС: оснащение лабораторий по сертификации продукции, паспортизации скота и др. Полагаю, это были бы продуктивные направления финансирования».
На запрос относительно того, как были освоены средства кыргызско-казахстанского фонда, в АО «Kazyna Capital Management» к моменту выхода материала не ответили.
Аналог в России надеются уберечь от распила
На российский фонд, который перейдет на полноценный темп работы в сентябре, кыргызы возлагают большие надежды.
Министр экономики КР Олег Панкратов заявил, что к сентябрю планируется начать 1-2 крупных проекта, а с августа посредством банков кредитовать малый и средний бизнес.
Однако тут препятствие неожиданно чинит отсутствие финансовой грамотности предпринимателей.
Председатель правления фонда Нурсулу Ахметова сообщила, что только 10 из 50-ти заявок соответствуют требованиям на 70%.
«Все остальные фактически не соответствуют, половина это вообще пожелания, изложенные на одной страничке, например, желание построить теплицы. Нет ни обоснований, ни расчетов», - заявила она.
Суммы, запрашиваемые предпринимателями, варьируются от $100 тыс. до $25 млн.
Тем временем, по словам министра финансов КР Адылбека Касымалиева, многие организационные моменты уже решены, и сейчас фонд, имея вес в $250 млн, ожидает транш в $50 млн, что в сумме даст $300 млн. «Это положительно скажется на банковской системе и на развитие экономики в целом», - отметил он.
«В обществе муссировались слухи, что будут кредитовать только крупные объекты. Малый и средний бизнес выпадает. Но это совершенно не так, будем кредитовать малый и средний бизнес, посредством специальных программ, через отобранные банки, они получат доступ к кредитным массам», - сообщил министр.
«Срок финансирования до 5 лет, возможно льготный период в 1 год и выдаваться на условиях ниже коммерческих. Фонд будет напрямую выдавать кредиты на крупные проекты от $3 млн. МСБ будет кредитоваться через банки, но фонд будет контролировать целевое использование и конечную ставку для потребителей», - добавил министр финансов Адылбек Касымалиев.
Марат Мусуралиев придерживается «сдержанного оптимизма» в отношении КРФР.
Он рассказал, что в КР со времен изгнанных первых двух президентов - давно отлажены так называемые схемы "распила" любых средств, и крайне редки прецеденты приведения к ответственности должностных лиц.
Эксперт заявил: «Республика до сих пор не получила ни рейтинга от международных рейтинговых агентств, ни прозрачной деятельности государственных структур, не восстановила контроль над крупнейшим месторождением золота, мошеннически уведенным под контроль иностранцам. За последние 51 год в Кыргызстане не было построено ни одного километра железных дорог, 96,6% грузов перевозится самым энергоемким и дорогостоящим из наземных автомобильным транспортом, который просто обрекает экономику республики на стагнацию».
По его мнению, не важно сколько фондов в КР будет создано: до тех пор, пока не будет измена нынешняя убогая структура грузоперевозок - экономика не пойдет вверх. В лучшем случае могут быть созданы отдельные относительно эффективные предприятия, но значимого мультипликативного эффекта для экономики в целом для КР не будет.
«Надеюсь, что члены Совета директоров фонда со стороны России не позволят местным "пильщикам" растащить средства фонда», - подытожил эксперт.