14.12.2015
Источник:
LS
Казахстанский рынок нефтепродуктов – это своеобразное королевство кривых зеркал, в котором законы спроса и предложения работают своеобразно, в отличии от реального мира. Таким мнением с LS поделился экономист Жарас Ахметов.
Экономист подчеркивает, что цена на нефтепродукты, по словам экономиста, должна определяться соотношением между спросом и предложением.
"А в нашей, за зеркальной, действительности она долгое время определялась государством, а с конца августа этого года – неизвестно чем, но явно не рынком, о чем говорит то, что после отмены государственного регулирования цены за три месяца практически не менялись", - говорит он.
Цена на бензин не зависит от объемов реализации, отмечает собеседник.
"При этом, высокий коэффициент корреляции (0,864) между реализацией и импортом показывает, что реализация растет вслед за повышением спроса. В такой ситуации, казалось бы, должны расти и цены, но нет – мы не видим никакой зависимости", - констатирует он.
Не зависит цена на бензин и от мировых цен на нефть – корреляция между нефтяными котировками и ценами на бензин равна 0,164, поясняет Ахметов.
"Государственное регулирование, вроде бы преследовавшее благую цель – сдерживание роста цен на социально значимый товар, на самом деле сдерживало развитие нефтепереработки в стране. На диаграмме 2 видно насколько нестабильно работают наши нефтеперерабатывающие заводы", - обращает он внимание.
Одним из факторов, влияющих на волатильность производства, по мнению собеседника, является неритмичность поставок сырья, в чем можно убедиться, посмотрев на диаграмму ниже.
"Происходит это от того, что чистая (т.е. очищенная от налогов и транспортных расходов) цена на нефть на внутренний рынок ниже чистой экспортной цены. В период высоких цен на мировых рынках эта разница составляла, приблизительно, процентов двадцать, сегодня, когда котировки сильно упали, разница составляет от 80% до 100%. Этому служит две причины: девальвация и фактически зафиксированные розничные цены", - уточняет экономист.
Такое положение дел, считает Ахметов, грозит тем, что если ничего не поменять (не поднять цены на бензин - прим.автора) отечественные НПЗ в скором времени останутся без сырья.
"Судите сами, валовая выручка (без НДС), получаемая от реализации нефтепродуктов после переработки 1 тонны нефти, составляет 45,5 тыс. тенге. Переработка, потери и прочие расходы (без стоимости нефти) – 24,4 тыс. тенге. Соответственно, считая что трейдеры работают без прибыли, цена тонны нефти должна быть равна 21,1 тыс. тенге. Или в долларах – $68,5 за тонну, а за баррель – $9,4. А это означает, что поставка нефти на нефтеперерабатывающий завод для добывающих компаний – чистый убыток", - резюмировал он.