Зачем Нацбанк меняет «живые» деньги на сомнительные активы

30.07.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

В среду, 29 июля, на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК было опубликовано постановление правительства №570 от 23 июля 2015. В документе сказано: «Правительство РК постановляет: акционерному обществу «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» произвести отчуждение 58 420 748 (пятьдесят восемь миллионов четыреста двадцать тысяч семьсот сорок восемь) простых акций акционерного общества «Национальная компания «КазМунайГаз», составляющих 10 (десять) % пакета акций плюс 1 (одна) простая акция по цене, определяемой независимым оценщиком, но не ниже 750 000 000 000 (семьсот пятьдесят миллиардов) тенге, в пользу Национального банка РК».

Однако Национальный банк РК, по мнению директора ТОО «OilGasProject» Жараса Ахметова, к которому Forbes.kz обратился за комментарием, не имеет права совершать эту сделку.

F: Жарас, с какой целью «Самрук-Казына» передает 10% акций КМГ Нацбанку?

- Я могу лишь предполагать, что «Самрук-Казына» испытывает сложности с ликвидностью. Привлечение средств из Национального фонда РК для ФНБ недоступно, как и привлечение займов на внешних рынках. В результате остался единственный источник – Национальный банк РК. Вот фонд и отдал то, что смог (или что Нацбанк принял).

F: Передавая 10% КМГ Нацбанку, ФНБ пытается поправить свое положение?

- Тут нет никакой глубокой экономической логики. Просто есть дыра, которую срочно надо заткнуть - очевидно, в пожарном порядке. В итоге решили сделать это таким образом.

F: Связана ли финансовая брешь в фонде с долгами КМГ?

- Это наиболее вероятное объяснение.

F: Если предполагать, что это действительно так, на что могут пойти деньги от продажи 10% акций?

- На погашение текущих платежей «КазМунайГаза». Текущие платежи из финансового отчета за 2014 по состоянию на 31 декабря составили 758 млрд тенге. Очевидно, что так «Самрук-Казына» и пытается спасти от дефолта КМГ.

F: Насколько эффективной будет эта сделка для фонда?

- Проблема будет решена, но только на краткосрочный период. А в долгосрочном плане речь идет об уничтожении какой бы то ни было денежно-кредитной, финансовой и экономической политики. Нацбанк как регулятор и как институт, ответственный за денежно-кредитную политику, просто не имеет права совершать такие операции! Только в мае 2015 банк опубликовал свою обновленную денежно-кредитную политику и объявил, что целью будет являться инфляционное таргетирование, а после этого обменивает «живые» деньги на сомнительные активы. Это противоречит собственной политике Национального банка.

F: Вы считаете, что Нацбанк не имеет права покупать эти акции?

- Даже если речь идет не о покупке, а о сделке РЕПО, то нет. Нацбанк должен поддерживать общую ликвидность страны, он отвечает за инфляцию. Он вообще за многое отвечает, но не за прямое кредитование национальной экономики. Для этого существуют банки второго уровня и НУХ «Байерек». Нацбанк имеет право оперировать высоколиквидными и надежными бумагами для формирования своих резервов либо активами финансовых институтов, поддерживая их ликвидность. Например, покупать акции БВУ или продавать им свои облигации и проводить интервенцию на валютном рынке. Однако напрямую кредитовать компании, даже в виде сделки РЕПО или покупки, он не имеет права. Можно сказать, что один раз (многозначительная пауза) – в этом нет ничего страшного, но если это превратится в систему…

F: Что будет тогда?

- Если Нацбанк в первый, второй и третий раз купит или произведет РЕПО-сделку в реальном секторе экономики, то в четвертый раз он перейдет напрямую к кредитованию или финансированию национальной компании или особо важных предприятий. Это будет означать, что у нас нет денежно-кредитной политики, так как у Нацбанка исчезнут инструменты влияния и управления. В таком случае исчезнет и смысл в БВУ и в финансовых рынках.

F: К чему это приведет?

- Отсутствие экономического содержания делает действия финансового регулятора непредсказуемыми.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю