«Яндекс» объявил о разделе активов со Сбербанком. Причина «развода» — конкуренция между экосистемами холдинга и банка

29.06.2020

Источник: РБК

Сбербанк и «Яндекс» решили разделить совместные компании: интернет-холдинг получит бизнес интернет-торговли, банк — «Яндекс.Деньги». При этом у «Яндекса» появятся и новые инвесторы, в их числе — «ВТБ Капитал» и Роман Абрамович

Yandex N.V., головная компания для «Яндекса» и других компаний группы, объявила о параметрах раздела совместных со Сбербанком активов.
  • «Яндекс» выкупает у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркет» за 42 млрд руб., при общей оценке компании около 87,3 млрд руб. После закрытия сделки интернет-холдинг консолидирует 100% торговой платформы. Как и ранее, часть акций «Яндекс.Маркет» будет выделена под мотивационную программу сотрудников.
  • «Яндекс» также продаст Сбербанку миноритарную долю — 25% плюс 1 руб. — в «Яндекс.Деньги». Предварительная сумма продажи, которая позволит банку полностью консолидировать проект, — 2,4 млрд руб. Но окончательная сумма будет зависеть от даты закрытия сделки и валютного курса. «Яндекс.Деньги» продолжит работать для пользователей в привычном режиме, но до конца этого года проведет ребрендинг, отмечается в сообщении.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2020 года. Ее уже одобрили совет директоров «Яндекса» и правление Сбербанка. Часть сделки, касающаяся бизнеса электронной торговли, также требует согласования с Федеральной антимонопольной службой России.

Что сторонам даст разделение бизнеса

Сделка позволит «Яндексу» интегрировать «Маркет» с другими сервисами. Например, водители, подключенные к платформе «Яндекс.Такси», и курьеры, сотрудничающие с «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка», смогут доставлять заказы на «последней миле», а интеграция «Маркета» с «Поиском» и «Дзеном» позволит предлагать людям новые сценарии покупки и новые услуги, говорится в сообщении. «Маркет» также сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей, рассчитывает интернет-компания. Выход из «Яндекс.Деньги» позволит «Яндексу» развивать собственные сервисы финансовых услуг.

Как пояснил Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка (его слова приводятся в сообщении банка), «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать». «Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям», — отметил он. «Построение экосистемы — живой процесс, и эта сделка открывает для нас совершенно новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает с нас целый ряд ограничений, ранее предусмотренных нашими соглашениями с «Яндексом», — сообщил также Хасис. В начале июня стало известно о том, что Сбербанк ведет переговоры о покупке около 30% в Ozon, одном из основных конкурентов «Яндекс.Маркет». По словам источника агентства Reuters, основные акционеры Ozon АФК «Система» и Baring Vostok (контролируют примерно по 40% акций) не планируют выходить из компании, поэтому обсуждается вариант допэмиссии, который поможет Сбербанку стать «равным мажоритарным партнером».

В сообщении Сбербанка отмечается, что в ближайшее время его председатель правления Герман Греф покинет совет директоров Yandex.

Представитель Сбербанка не стал комментировать, на какой бренд перейдут «Яндекс.Деньги», переадресовав этот вопрос представителю сервиса. Он в свою очередь сообщил, что новое название пока не утверждено. «В будущем мы планируем расширить продуктовую линейку, что позволит укрепить текущую бизнес-модель компании. Переход в Сбербанк позволит нам использовать ресурсы экосистемы крупнейшего банка, чтобы сделать сервисы еще более выгодными и доступными», — сказал представитель «Яндекс.Деньги».

Кто стал новым акционером «Яндекса»

Для финансирования дальнейшего развития бизнеса «Яндекс» привлечет $800 млн за счет размещения вновь выпущенных акций класса А. Экономическая доля всех вновь выпущенных акций составит около 5%, голосующая — около 2,5%.

Сейчас капитал Yandex разделен на акции класса А (дают один голос) и класса B (десять голосов). Аркадию Воложу и его семейному трасту принадлежит 327,4 тыс. акций класса А и 32,2 млн акций класса B, что соответствует 9,84-процентной экономической доле и 48,48-процентной голосующей.

Из общей суммы $200 млн планируется привлечь за счет размещения по ускоренной подписке на бирже, а остальную часть — за счет продажи акций в равных долях трем частным инвесторам: банку «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение ВТБ), инвесткомпании Романа Абрамовича, а также компании Александра Абрамова и Александра Фролова. Абрамович и Абрамов являются давними партнерами по бизнесу и даже вместе инвестировали еще в один технологический актив — британского оператора связи Truphone, который продвигает технологию e-SIM (электронных сим-карт). Кроме того, структура Абрамовича инвестировала $10 млн в создание блокчейн-платформы TON основателя Telegram Павла Дурова (проект был свернут из-за претензий Комиссии по ценным бумагам и биржам США).

Цена продажи акций «Яндекса» новым инвесторам будет определена в ходе публичного размещения. По условиям сделки новые инвесторы не смогут продавать акции в течение двух лет, как и увеличить долю в компании более чем до 3,99%. Текущая капитализация Yandex на NASDAQ — около $15 млрд.

В ВТБ приветствуют «укрепление сотрудничества с «Яндексом», крупнейшей российской технологической компанией, являющейся также одним из самых заметных и перспективных игроков в мировой tech-индустрии». «Отрасль демонстрирует уверенный рост, поэтому для ВТБ вхождение в капитал компании — перспективная инвестиция, которая открывает возможности для стратегического партнерства по целому ряду направлений. Сделка позволит компании «Яндекс» привлечь финансирование на выгодных условиях, а в будущем — использовать экспертизу «ВТБ Капитала», крупнейшего российского инвестиционного банка, при реализации планов развития», — говорится в сообщении банка.

Представитель Millhouse Абрамовича подтвердил РБК информацию о сделке с «Яндексом», но на дополнительные вопросы не ответил. Представитель Invest AG Абрамова и Фролова отказался от комментариев.

Как Сбербанк и «Яндекс» подошли к «разводу»

Партнерские отношения «Яндекса» и Сбербанка начались в 2009 году, когда банк получил «золотую акцию» компании, которая давала право блокировать сделки по консолидации 25% компании в руках одного владельца. В 2013 году компании создали совместное предприятие (СП) «Яндекс.Деньги», в котором Сбербанк получил 75% минус одна акция, а «Яндекс» — 25% плюс одна акция.

В 2017 году Сбербанк и «Яндекс» договорились о создании СП на базе «Яндекс.Маркет». Банк вложил в компанию 30 млрд руб. и получил 45% СП, еще 45% осталось у «Яндекса», а оставшиеся акции были зарезервированы под опционные программы для сотрудников. На момент сделки партнеры оценили всю компанию в 60 млрд руб. «без учета будущей синергии». Целью СП было «построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon», говорил Герман Греф в 2018 году. Тогда же «Яндекс» и Сбербанк запустили маркетплейс «Беру» и онлайн-площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly, но уже через год развитие последней было приостановлено.

Из материалов «Яндекса» следует, что чистый убыток «Яндекс.Маркет» за три месяца 2020 года составил 2,7 млрд руб., а прибыль «Яндекс.Деньги» — около 450 млн руб.

Летом 2019 года The Bell сообщило, что отношения между партнерами складываются непросто — они начали обсуждать варианты «развода». Спустя год то же издание сообщило, что для раздела активов «Яндекс» планирует привлечь новых инвесторов — ВТБ и структуры Романа Абрамовича. По словам источников издания, одной из причин «развода» стало недовольство темпами развития «Яндекс.Маркет», а также рост конкуренции между экосистемами Сбербанка и «Яндекса». Однако гендиректор «Яндекс.Маркет» Максим Гришаков в беседе с сотрудниками заверял, что акционеры довольны результатами компании за последние два-три месяца, но в условиях пандемии ситуация в мире сильно поменялась и многие компании стали думать о том, как увеличить скорость принятия решений, что является одним из важных факторов для успешного развития.

Осенью 2019 года принадлежавшая Сбербанку «золотая акция» «Яндекса» перешла во владение некоммерческого Фонда общественных интересов, создание которого «Яндекс» анонсировал незадолго до этого. Совет фонда составили преподаватели вузов, представители некоммерческих организаций, а также основатель и гендиректор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, управляющий директор группы Тигран Худавердян, гендиректор «Яндекса» в России и HR-директор Елена Бунина. Фонд имеет право номинировать двух из 12 членов совета директоров Yandex. От фонда в совет вошли проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров и гендиректор «ВТБ Капитала» Алексей Яковицкий.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю