Источник: Banker.kz
Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка принял решение повысить базовую ставку на
150 базисных пунктов, до 18%.
Решение принято с учетом текущей динамики инфляции, ее факторов и баланса рисков.
Инфляционный фон ухудшился. В августе и сентябре годовая инфляция заметно ускорилась, достигнув 12,9%. Ускорение наблюдается по всем компонентам, указывая на то, что давление на цены исходит одновременно от разных источников, как внутренних, так и внешних. Основной вклад в рост инфляции продолжают вносить удорожание продовольствия и платных услуг. Месячная инфляция и ее устойчивая часть также заметно ускорились. Инфляционные ожидания, в свою очередь, сохраняются повышенными.
Экономика за 8 месяцев т.г. выросла на 6,5%, что является рекордным значением за 14 лет. Устойчивый спрос поддерживается фискальным и квазифискальным вливаниями, что приводит к большему разрыву между спросом и предложением, усиливая давление на цены.
Мировые цены на продовольствие продолжают расти, усиливая импортную составляющую инфляции.
Существенное ускорение инфляции, повышенные инфляционные ожидания и ослабление обменного курса привели к заметному смягчению совокупных денежно-кредитных условий. Так, реальная базовая ставка, то есть ставка за вычетом инфляции, в сентябре снизилась до 3,5%, что уже не соответствовало умеренной жесткости политики.
Все это потребовало от нас значимого повышения базовой ставки, чтобы вернуть умеренную жесткость денежно-кредитных условий и предотвратить бесконтрольный рост инфляции. Мы последовательны в своих действиях и, как отмечали при объявлении решения в августе, при отсутствии значимого замедления темпов инфляции будем ужесточать политику. Для снижения инфляции мы реализуем этот принцип в настоящее время.
Последнее на этот год решение по базовой ставке будет принято в ноябре с учетом обновленных прогнозов инфляции и других макроэкономических показателей.
Национальный Банк продолжит внимательно оценивать баланс проинфляционных и дезинфляционных факторов, динамику и траекторию замедления инфляции. В случае, если текущий уровень жесткости окажется недостаточным для стабилизации инфляции, будет рассмотрена целесообразность дополнительного ужесточения.
Теперь перейду к факторам принятого решения.
ПЕРВОЕ. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ И ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ.
В сентябре годовая инфляция достигла 12,9% и складывается выше наших прогнозов. Ключевыми драйверами роста остаются продовольствие и платные услуги. После некоторого замедления в июле сервисная инфляция вновь ускорилась до 15,3% в августе и сохранилась на этом уровне в сентябре. Растет стоимость как регулируемых (30,4% г/г), так и рыночных услуг (13,4% г/г). Продовольственная инфляция достигла 12,7% против 11,2% в июле и 11,7% в августе в условиях высоких мировых цен на продукты питания и роста издержек производства. Непродовольственная инфляция ускорилась до 10,8% (9,5% в июле и 9,7% в августе), чему способствуют рост цен на ГСМ и устойчивый спрос со стороны экономики. В частности, рост ГСМ в сентябре составил 11,9% (г/г).
Месячная инфляция в сентябре ускорилась до 1,1% (0,7% в июле и 1,0% в августе). Показатели базовой и сезонно очищенной инфляции также заметно выросли, указывая на усиление проинфляционного давления в экономике.
Инфляционные ожидания населения на год вперед составили 13,2%. Они остаются волатильными, а в ответах респондентов сохраняется высокий уровень неопределенности. Долгосрочные ожидания населения по росту цен находятся на уровне 14%.
Прогнозы профессиональных участников рынка по росту цен выросли на 2025 год с 11,3% до 12%, а на 2026 год с 9,5% до 10%.
ВТОРОЕ. ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКЕ.
Экономика Казахстана продолжает расти быстрыми темпами. Рост ВВП за восемь месяцев 2025 года достиг 6,5% г/г. Наибольший рост наблюдается в отраслях транспорта, строительства, торговли, а также в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Спрос населения на товары и услуги остается устойчивым. В условиях снижения реальных доходов расширение спроса происходит за счет потребительского кредитования и возможного использования накопленных сбережений.
Темпы роста розничной торговли ускорились, основной вклад вносит покупка непродовольственных товаров. В условиях реализации государственных жилищных программ увеличился спрос на жилье и, как следствие, на сопутствующие товары, такие как мебель, бытовая техника и так далее. Это создает дополнительное давление на цены.
Инвестиционная активность остается достаточно высокой – рост за январь-август составил 14,3% (г/г). Доля бюджетных средств в инвестициях достигла 23% от общего объема. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их объем увеличился на 42,6%.
Индекс деловой активности (ИДА) остается в положительной зоне с марта 2024 года и отражает оптимизм предприятий в отношении деловой среды.
Таким образом, тенденции внутри экономики свидетельствуют о сохранении давления на цены, что находит отражение в текущей динамике инфляции.
ТРЕТЬЕ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА.
Уровень неопределенности в мире остается повышенным на фоне торговой политики США и геополитических рисков, а также торговых ограничений. Мировые цены на продовольствие также находятся на повышенных уровнях.
Индекс продовольственных цен ФАО складывается на 3,4% выше уровня сентября прошлого года. Индекс цен на мясо и растительные масла находятся на рекордных значениях за последние годы. Рост индекса ФАО в целом сдерживается снижением цен на зерновые, молочную продукцию и сахар.
В условиях высокой неопределенности в отношении перспектив мировой экономики, политика ведущих центральных банков остается осторожной.
В августе инфляция в ЕС осталась на уровне 2,4% ЕЦБ ведет политику, основанную на поступающих данных. Регулятор отмечает, что перспективы инфляции сейчас менее предсказуемы, чем обычно, что связано с нестабильностью мировой торговой политики.
ФРС также осторожен в своих действиях. Инфляция в США ускорилась до 2,9% в августе и остается повышенной в сравнении с таргетом. Риски для занятости усилились. В этих условиях ФРС намерен принимать решения, исходя из тщательной оценки поступающих данных, изменяющихся перспектив и баланса рисков.
В России ситуация с инфляцией постепенно стабилизируется. В августе инфляция снизилась до 8,1% На этом фоне Банк России в сентябре снизил ключевую ставку до 17% и отметил, что продолжит поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели уже в 2026 году.
Из-за геополитических рисков цены на нефть складываются несколько выше, чем заложено в базовом сценарии.
Показатели инфляции за последние месяцы сигнализируют об усилении инфляционного давления. Инфляция находится выше прогнозов, отклонилась от траектории устойчивого снижения к цели на пути к таргету. Ускорение инфляции вкупе с ослаблением курса тенге существенно смягчили денежно-кредитные условия. Все это потребовало от нас значимого повышения базовой ставки, чтобы вернуть необходимую умеренную жесткость денежно-кредитных условий и, самое главное, предотвратить рост инфляции.
Последнее на этот год решение будет принято в ноябре с учетом обновленных прогнозов инфляции и других макроэкономических показателей.
Национальный Банк продолжит внимательно оценивать баланс проинфляционных и дезинфляционных факторов, динамику и траекторию замедления инфляции. В случае, если текущий уровень жесткости окажется недостаточным для стабилизации инфляции, нами будет рассмотрена необходимость и целесообразность дополнительного ужесточения.
Ценовое давление сохраняется в результате устойчивого внутреннего спроса, поддерживаемого фискальной экспансией, потребительским кредитованием, повышенными инфляционными ожиданиями, продолжающимся ростом тарифов и реформами. Сохраняется неопределенность во внешнем секторе. Мировые цены на продовольствие высоки.
Инфляция сейчас является наиболее актуальной повесткой государственной политики. В условиях быстро растущей экономики ускорение инфляции обесценивает реальные доходы населения. Реальные доходы, к сожалению, показывают снижение, реальные зарплаты стабилизировались. В июле наблюдалось максимальное за последние 2,5 года сокращение реальных доходов. Безусловно, это на фоне высокой инфляции.
Поэтому комплексная работа по снижению инфляции является задачей номер один для Национального Банка и Правительства. Мы продолжим активное взаимодействие с Правительством в части корректировки параметров тарифной политики в рамках работы по обновлению Комплекса мер по контролю и снижению уровня инфляции.
Мы, со своей стороны, продолжим реализовывать дополнительные меры в рамках денежно-кредитной и макропруденциальной политик.
1. Повышение МРТ согласно трехэтапного плана повышения до сентября 2026 года. Это усилит антиинфляционные меры, сократив печатание денег для выплаты вознаграждений по инструментам ДКП и снизит избыточную денежную массу в экономике.
2. Зеркалирование операций по золоту. В рамках этой меры за 9 месяцев т.г. изъято 2,3 трлн тенге. До конца года планируется изъять дополнительно 1,4 трлн тенге. Это снизит эмиссионный/инфляционный эффект и не допустит новой ликвидности.
3. Ведется активная работа по охлаждению рынка потребительского кредитования. Был введен секторальный контрциклический буфер капитала в отношении займов физлиц. Так, с 1 апреля 2026 года банки будут поддерживать дополнительный буфер капитала в размере 2% от риск-взвешенных активов портфеля физлиц, что по текущим данным оценивается в 463,5 млрд тенге.
Также совместно с Агентством был снижен уровень ГЭСВ, в частности, по потребительским кредитам с 56% до 46%.
В части коэффициента долговой нагрузки ужесточены подходы по валидации дохода заемщика на предмет отсутствия завышения дохода за счет: дублирования источника дохода, пополнения дебетовой карты, депозитов и т.д..
Кроме того, по инициативе Национального Банка и АРРФР с 1 января 2026 года будет введено дифференцированное налогообложение в отношении розничного кредитования. Так, КПН по доходам от розничного кредитования и прочим видам доходов банков составит 25% (по кредитованию бизнеса составит 20%).
Национальный Банк совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка продолжит реализацию уже принятых мер, а также выработает ряд других, направленных на снижение темпов потребительского кредитования, и снижение инфляции в целом.
Будет проработан вопрос дальнейшего повышения секторального контрциклического буфера капитала в отношении займов физлиц. В рамках совершенствования методологии будет проведена ревизия критериев доходов, используемых в расчете коэффициента долговой нагрузки (КДН). Кроме того, для ограничения роста совокупной долговой нагрузки населения будет активирован новый макропруденциальный инструмент – коэффициент долга к доходу (КДД).
Совместно с Правительством и Агентством будут выработаны подходы по регулированию сектора BNPL, то есть так называемых рассрочек.
Все перечисленные меры, безусловно, будут помогать бороться с инфляцией, однако главным инструментом денежно-кредитной политики остается базовая ставка, и именно ее уровень определяет денежно-кредитные условия. Поэтому мы сегодня повысили базовую ставку до уровня, который возвращает умеренную жесткость денежно-кредитной политики.
Национальный Банк примет все меры в рамках денежно-кредитной политики для снижения инфляции. Низкая и стабильная инфляция – наш главный вклад в создание деловой среды, повышение благосостояния населения и обеспечение роста экономики нашей страны.
Всего сообщений: 242126 (Тем: 38159, Ответов: 203967) Участников: 32722 |
Активных пользователей: 0 Активных гостей: 209 Скрытых: 0 |