Фабрика данных для крупнейшего банка Казахстана

02.02.2022

Источник: Forbes Kazakhstan

CDO Halyk Bank – об управлении данными и его роли в цифровой трансформации

Гульзахида Садырова – Chief Data Officer в Halyk Bank. Это крупнейший банк Казахстана, и каждый день в нём происходят миллионы операций с большими данными. Совсем недавно команда Гульзахиды внедрила здесь фабрику данных – беспрецедентный по масштабам проект, кардинально меняющий data-driven-процессы банка

Что такое «Фабрика данных»?

- Это архитектура управления данными, включающая в себя как сами процессы по управлению данными, так и технологии для их осуществления. Работа современного банка строится на огромных массивах разнородной информации. Это сведения о счетах, о производимых операциях, о картах и действиях по ним и многом другом. Фабрика данных помогает централизованно собирать данные с разных типов источников, интеллектуально организует и согласовывает их, причём делает это со скоростью десятков тысяч операций в минуту. Технологически же фабрика данных в Halyk Bank основана на новом гетерогенном хранилище, которое построено с использованием двух видов решений: проприетарные платформы дополняются здесь решениями с открытым исходным кодом.

Почему в Halyk Bank встал вопрос о её внедрении?

- Банковский бизнес клиентоцентричен, а современный клиент устал от льющегося на него потока нерелевантной информации. Ему важно получать по-настоящему нужные предложения в комфортное время, через удобные каналы коммуникации и с учётом событий, которые с ним происходят. Чем более персонализировано предложение, тем позитивнее люди на него реагируют. Выгода же для банка заключается в росте комиссионных доходов. Вторая наша задача – оптимизировать внутренние процессы, сделав так, чтобы всем сотрудникам были доступны качественные и проверенные данные в нужное время и в нужном объёме. Стремление развиваться как data-driven-компания возвращает нас к необходимости управления данными.

То есть без управления данными банк работать не может?

- Нет, не может. Все решения по клиентам – физическим и юридическим лицам – принимаются на основе данных в режиме онлайн. Это продажи (например, выдать или не выдать кредит), антифрод (сам клиент подключился к приложению и перевёл деньги или это был мошенник?), комплаенс (платежи организации законны или это отмывание денег?), защита персональной информации и многое другое. Все эти решения должны приниматься за доли секунды и без ошибок. Без управления данными и контроля их качества процессы неминуемо остановятся.

Чем вы руководствовались при выборе решения и интегратора?

- Решение должно закрывать весь цикл работы с данными, обеспечивать интеграцию с источниками и одновременно проверку качества данных, работу с метаданными и бизнес-глоссарием. Важен также высокий рейтинг от независимого агентства (к примеру, Gartner). Мы долго изучали рынок и остановились на платформе Informatica. Интегратора выбирали в рамках тендера в течение почти 6 месяцев. Он должен был уметь работать как с проприетарными, так и с open-source-решениями, закрывать не только работы по ядру хранилища, но и сами процессы работы с данными. Также важным было наличие офиса и команды в Казахстане: во-первых, есть работы, которые невозможно сделать удалённо, а во-вторых, зарубежные компании не знают всех требований местных регуляторов и специфики рынка.

- Управление данными – это не проект с чёткими сроками завершения. Это бизнес-процесс, который идёт в data-driven-компании на всём протяжении её существования. Соответственно, задачи офиса CDO меняются и развиваются. На первом этапе речь шла о принятии экспертизы от интегратора и обучении людей, формировании технологических команд внутри банка. Затем были созданы трайбы, в состав которых вошли как data-инженеры и аналитики, так и бизнес-сотрудники. Вместе они работают над клиентской аналитикой. И, конечно, остаётся главная задача по перманентному улучшению процессов работы с данными. Для этого в нашем офисе CDO существует отдельное направление Data Governance, которое возглавляет Алтынай Примбетова.

Можно ли уже говорить о результатах проекта?

- Нам удалось существенно улучшить процессы создания единой терминологии, контроля качества данных и их безопасности. Единая терминология необходима, чтобы у сотрудников с разной спецификой работы (юристов, бухгалтеров, менеджеров по продажам, IT-специалистов) не возникало проблем с поиском и пониманием показателей. Проще говоря, чтобы все сотрудники общались на одном языке. Это крайне важно, так как каждый показатель говорит о состоянии клиента и влияет на общую картину.

Контроль качества данных не даёт бизнесу запутаться в информации, приходящей из различных источников. Внедряемая платформа помогает выявлять ошибки в данных, делая процесс их исправления более прозрачным и понятным для бизнеса и IT-специалистов. Стоит отметить, что с этой задачей она справляется успешно. А в области защиты данных главное – сделать процесс их выдачи согласованным и безопасным, защититься от утечек и краж.

Финансовые результаты у проекта тоже есть, и весьма чёткие. Процентные доходы банка возросли всего через 3 месяца после запуска первых коммуникаций с клиентами на основе «Фабрики данных». Ну а что касается признания, «Фабрика данных» уже заняла первое место в конкурсе «Проект года» издания GlobalCIO. Мы надеемся, что это только начало.

С какими вызовами вы столкнулись в ходе работы?

- Трудностей было немало, ведь проект действительно масштабный. Часть вопросов решали вместе с интегратором, часть – внутри банка. Очень важно было в самом начале заложить правильную архитектуру сложного многокомпонентного решения. Процесс был длительным и нелёгким.

Также стоит отметить вопросы инфраструктуры. «Фабрика данных» предъявляет высокие требования к доступности данных и времени их обновления. Необходимый объём ресурсов нужно было определить до начала проекта. Это сложно, но здесь очень помог опыт предыдущих проектов и профессионализм нашего инфраструктурного подразделения.

Ну и конечно, крайне важно было обеспечить вовлечение коллег из бизнес-подразделений во все значимые этапы проекта, в том числе тестирование. Совместно с командой интегратора и нашим проектным офисом мы шаг за шагом, методом проб и ошибок выстраивали этот сложный процесс, учитывающий все особенности нашей организации. Стоит отметить, что коллеги со стороны бизнеса с воодушевлением восприняли все инициативы, а их помощь и поддержка оказались для нас просто неоценимы.

Поделитесь планами цифровизации на 2022 год. Что, кроме развития технологии Smart Data Lake, будет ещё актуально для банка?

- В первую очередь мы планируем завершить имплементацию «Фабрики данных» практически во все процессы принятия решений, связанных с клиентами: cross-sell и up-sell, оценку рисков и борьбу с мошенничеством, генерацию уведомлений о задолженностях и так далее. А в перспективе двух с половиной лет речь будет идти уже об экосистемной цифровой трансформации, масштабировании «Фабрики данных» как технологии на другие компании экосистемы Halyk Bank.
Возврат к списку новостей
/news/fabrika-dannykh-dlya-krupneyshego-banka-kazakhstan/
Рекламодателю