25.12.2025
Источник:
Forbes
По итогам проверки выявлены нарушения неэффективного планирования и использования бюджетных средств, а также искажения финансовой отчетности на 275 млрд тенге
В Казахстане завершился аудит эффективности оказания мер государственной поддержки субъектам предпринимательства. Об итогах проверки на пленарном заседании Мажилиса РК рассказал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов. Об этом пишет пресс-служба ведомства.
Проверка ВАП затронула как сами меры господдержки, так и работу социально-предпринимательских корпораций (СПК), чтобы оценить реальный вклад данных инструментов в рост деловой активности.
Как отметил Алихан Смаилов, сегодня в республике нет централизованной информационной платформы, охватывающей все виды поддержки — от подачи заявки до оценки эффектов.
По расчетам аудита, данные Миннацэкономики по объемам поддержки занижены минимум в 2 раза. Так, оценочно, без учета налоговых льгот и преференций, за 6 лет государство поддержало предпринимателей на 4,5 трлн тенге. 90% средств приходится на 5 инструментов: субсидирование расходов и ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг.
«В целом единой методологии оценки эффекта мер по-прежнему нет: у Миннацэкономики одни подходы, у отраслевых органов другие. Понятия социального и экономического эффекта размыты. Неясно, как их считать, за какой период и как связать результат с конкретной мерой поддержки», — сказал Алихан Смаилов на заседании в Мажилисе.
«В особенности, когда субъект бизнеса хронически финансируется из госбюджета и получает до 19 мер поддержки из разных источников. Поэтому они продолжают действовать по инерции. Акцент в оценке эффективности смещен на количественные показатели, ограничиваясь рабочими местами и налогами. Реальные эффекты для экономики в виде роста объема производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости бизнеса не отслеживаются», — добавил председатель ВАП.
Председатель ВАП привел несколько примеров.
Так, по инструменту «Мен кәсіпкер» в отношении отдельных субъектов НПП «Атамекен» ограничивается консультациями, а кому-то дополнительно проводятся выставки, бизнес-обучение и разработка бизнес-плана.
К инструменту «Деловые связи» НПП «Атамекен» допускались лица, которые не подпадали под критерии отбора и должны были быть отклонены.
«Для отдельных компаний господдержка оказывалась при низком кредитном рейтинге, хотя для большинства это было ограничением. В поддержку не редко попадали проекты, не соответствующие условиям льготного финансирования. Это все вкупе сужает доступность мер для широкого круга предпринимателей», — отметил Алихан Смаилов.
По объемам поддержки у аудиторов тоже есть вопросы. Проверка выявила завышение финансирования по ряду проектов, где расходы подгонялись под сумму льготного кредита. Формально документы есть и кредиты погашаются, но средства могли пойти на другие проекты.
По одному проекту из-за неверных расчетов 20 млрд тенге были не освоены и аннулированы. Также зафиксированы выплаты дивидендов собственникам в период господдержки: ограничений здесь нет, но суммы, превышающие объем поддержки, вызывают вопросы. Кроме того, выявлены факты долгого доведения средств.
«К получателям мер господдержки должны устанавливаться встречные обязательства. В случае их невыполнения деньги подлежат возврату. Однако они не всегда предусматривались. В результате в Павлодаре подведены инженерные сети на 2,4 млрд тенге к заводу, которого фактически нет», — сообщил председатель ВАП.
Как отметил Алихан Смаилов, у СПК нет четких целей, единых ориентиров и понятной модели развития. Их вклад в предпринимательство сводится к льготному кредитованию, хотя СПК не являются финансовыми организациями: эта деятельность не закреплена в уставе и законе, и фактически они оказались вне надзора.
«Такой подход ограничивает конкурентную среду и не формирует устойчивые экономические результаты. Несмотря на переданные госактивы и регулярную финансовую поддержку, большинство СПК остаются убыточными», — указал председатель ВАП.
Завершая выступление, он сообщил, что, согласно оценке ВАП, рост налоговых поступлений зафиксирован в 64% проектов с финансовой господдержкой, но не всегда за счет самих мер. В ряде случаев производство не запущено, оборудование не используется, а налоги растут за счет ранее налаженного бизнеса. При этом эффект нефинансовых мер не рассчитывается и не отслеживается, хотя их стоимость для государства в разы выше рыночных аналогов.
«В целом на 1 тенге господдержки в основном приходится менее 1 тенге уплаченных налогов», — подчеркнул Алихан Смаилов.
По итогам проверок в совокупности выявлены:
финансовые нарушения на 13 млрд тенге;
факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств — на 133 млрд тенге;
искажения финансовой отчетности — на 132 млрд тенге.
14 материалов будут переданы в правоохранительные органы. 105 материалов направлено для привлечения к административной ответственности.
По каждому выявленному недостатку даны конкретные поручения и рекомендации. Их исполнение будет находиться у ВАП на контроле.