26.12.2025
Источник:
Forbes
Сенаторы поддержали реформы, но уточнили нормы по сносу жилья, реновации, банковским комиссиям и антифроду
Депутаты верхней палаты парламента РК в четверг, 25 декабря, на пленарном заседании рассмотрели и вернули со своими поправками в Мажилис Строительный кодекс.
Кодекс и сопутствующий к нему закон направлены на создание правовой системы регулирования в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, формирование безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека, градостроительное планирование и развитие населенных пунктов, а также обеспечение безбарьерного доступа к объектам социальной инфраструктуры для всех категорий населения.
Как отметил глава аппарата Сената Максим Споткай, концептуально депутаты поддержали законодательные акты. Однако сенаторами был предложен ряд новых редакций отдельных статей как кодекса, так и сопутствующего закона.
Так, для дебюрократизации были исключены нормы о согласовании назначения главных архитекторов с уполномоченным органом, так как они назначаются в рамках законодательства о госслужбе. Убраны дублирующие и избыточные полномочия уполномоченных органов и акиматов, чтобы избежать параллельного регулирования и правовой неопределенности.
Для усиления роли маслихатов уточнены полномочия маслихатов по утверждению программ реновации жилища и правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений в границах городов, а также по согласованию установления и изменения городской черты и границ пригородных зон. При этом четко разграничены полномочия маслихатов и акиматов по градостроительным проектам, генеральным планам и проектам детальной планировки.
В рамках защиты прав собственников предлагается, чтобы решение о сносе (постутилизации) строительного объекта мог принимать только собственник либо суд. Подрядчики исключены из числа лиц, принимающих такие решения. Также финансирование строительства и эксплуатации социальной и инженерной инфраструктуры индивидуальной жилой застройки возлагается на собственника, а не на пользователя, что исключает необоснованные обязательства для граждан.
В контексте экспертизы и проектирования исключены нормы, которые допускают неоднозначное толкование при проведении вневедомственной экспертизы. Экспертиза проводится экспертными организациями без формулировки «по решению заказчика». В тоже время вводится норма, предусматривающая осуществление процесса разработки проектно-сметной документации по строительным объектам на портале для организации и экспертизы проектов по принципу «одного окна», финансируемых за счет госинвестиций.
В рамках реновации сенаторы уточнили, что собственникам передается жилье, а не просто обеспечивается переселение. Это означает, что граждане становятся полноценными владельцами долей в новых домах и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
Кроме того, сенаторы рассмотрели закон «О банках и банковской деятельности» и сопутствующий к нему закон по вопросам регулирования и развития финансового рынка, связи и банкротства. Они также были возвращены со своими поправками в мажилис.
В целом сенаторы поддержали законы, которые направлены на:
повышение устойчивости и прозрачности банковской системы;
защиту прав вкладчиков и заёмщиков;
развитие цифровых финансовых инструментов;
усиление противодействия мошенничеству;
повышение доверия к финансовому рынку.
Однако при детальном рассмотрении сенаторы предложили ряд новых редакций отдельных статей.
Касательно лицензирования и требования к банкам они предложили внедрить модели базовой и универсальной банковских лицензий. При превышении установленного порога активов банк будет обязан переоформить базовую лицензию в универсальную при соблюдении пруденциальных нормативов либо сократить активы. Также закреплены единые подходы к деятельности исламских банков и филиалов исламских банков-нерезидентов, включая инвестиционную деятельность.
Для защиты прав клиентов и прозрачности сенаторы уточнили нормы о комиссиях по банковским займам, согласно которым банки вправе взимать комиссии только в пределах, прямо предусмотренных законом, без расширительного толкования. Был закреплен запрет на одностороннее изменение фиксированной ставки вознаграждения по банковскому займу для физических лиц. Создан офис единого финансового омбудсмена по банковским, страховым и микрофинансовым услугам при досудебном урегулировании споров граждан по проблемной задолженности.
В рамках антифрода и цифровой безопасности банки будут нести ответственность перед клиентом и обязаны возместить средства, если перевод был осуществлен в пользу бенефициара, находившегося в базе антифрод-центра с признаками мошенничества. Также запретили дистанционное заключение договоров банковского займа с физическими лицами без биометрической аутентификации и ввели требования по формированию и ведению «витрины данных» для надзора, раннего выявления рисков и безопасного обмена информацией.
Для защиты социальных и платежных средств установлен запрет на арест денежных средств, которые предназначены для выплат пострадавшим от ЧС и используют для обеспечения межбанковских платежей и карточных расчетов.
В ходе поправок в сопутствующий закон усилены механизмы мониторинга валютных операций в целях противодействия незаконному выводу капитала, с уточнением полномочий уполномоченных органов и порядка информационного обмена между финансовыми институтами. Рассмотрены вопросы регламентации срока рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг в сфере микрофинансовой и коллекторской деятельности, а также порядка рассмотрения этих обращений с учетом компетенций финансового омбудсмана.