«Солдаты удачи»: как военные США стали новой силой на финансовых рынках

02.12.2025

Источник: Frank Media

Американские военнослужащие, в частности, могли стоять за криптобумом в 2020-2021 годах, пишет WSJ

Американские военные превратились в неожиданно влиятельную группу инвесторов, пишет The Wall Street Journal. Между вылетами, маршами и дежурствами офицеры и сержанты торгуют через приложения, зарабатывают на росте техсектора и биткоина, покупают дорогие машины и строят дополнительные источники дохода. Как отмечает издание, армия США постепенно становится своеобразным «элитным инвестклубом», где молодые люди с устойчивой зарплатой, надбавками и гарантированной пенсией учат друг друга инвестировать, меряются маржой и иногда превращают трейдинг в зависимость, чреватую болезненными просадками.

Как армия превратилась в инвестклуб

По данным Wall Street Journal, военные внесли заметный вклад в криптобум 2020–2021 годов. Анализ налоговой статистики IRS показал, который проделала газета, показал, что в 2020 году восемь из двадцати пяти американских ZIP-кодов с наибольшей долей деклараций, где отражались операции с криптоактивами, находились вокруг военных баз. В тот год биткоин подорожал примерно в четыре раза. В 2021 году таких «военных» ZIP-кодов стало уже одиннадцать из двадцати пяти. В районе базы ВВС Холломан в Нью-Мексико в 2021 году 16,3% деклараций содержали упоминания о получении, продаже или обмене криптовалюты, вокруг базы Люк в Аризоне показатель достигал 19,4%, а вокруг базы Космических сил Ванденберг в Калифорнии — 18,1%. Для сравнения: по США в целом соответствующее поле отметили только 4,1% налогоплательщиков.

Как отмечает WSJ, для многих военных покупка бумаг и игра на бирже стало уже не просто подработкой, а продуманной стратегией. Капитан Космических сил Гордон Маккалох, инженер по летным испытаниям, держит крупные позиции в компаниях, связанных с атомной энергетикой. Он делает ставку на то, что бум дата-центров для искусственного интеллекта резко увеличит потребность в электроэнергии. С весны некоторые бумаги в его портфеле успели вырасти вдвое и более. При этом 27-летний офицер признается, что сам не до конца понимает, почему рынок «продолжает расти почти без остановки».

Базы оказываются идеальной средой для инвестиционных всплесков. Там много молодых людей, которые по типу службы и характера и так склонны к риску, у них есть стабильный доход и относительно свободное время, а говорить о личных финансах не считается неловким, поскольку зарплаты и надбавки завязаны на звания и открыты для всех, отмечает WSJ. Армия предлагает гарантированную пенсию после двадцати лет службы и практически непревзойденную стабильность занятости, но не дает шестизначных бонусов, и многие ищут способ приумножить капитал через фондовый рынок.

Военнослужащие инвестируют давно. Одни используют ипотечные кредиты Департамента по делам ветеранов с нулевым первоначальным взносом, чтобы покупать жилье под последующую аренду. В начале 1980-х моряки на атомных подлодках заполняли долгие месяцы патрулирования разговорами о слитках золота и необработанных алмазах, а в конце 1990-х все обсуждали акции технологических компаний. За последние двадцать лет культуру быстрого обогащения резко усилили два фактора: появление онлайн-платформ и приложений вроде Robinhood, упростивших торговлю, и войны в Афганистане и Ираке. С начала 2000-х сотни тысяч военных оказались на удаленных базах, стали получать надбавки за работу в опасных условиях, выплаты за разлуку с семьей и освобождение от федерального подоходного налога. У многих впервые появились «лишние» тысячи долларов, которые нужно было куда-то пристроить.

Пилот F-16 Шон Уолш открыл первый брокерский счет в 2008 году, служа в Ираке. Его задачей были боевые вылеты, но между миссиями он часами сидел на дежурстве в маленьком домике рядом с самолетом. Там он вместе с другими пилотами обсуждал инвестиционные стратегии. Получив после колледжа первые серьезные накопления, Уолш начал с взаимных фондов (mutual funds), затем перешел к индексам, отдельным акциям и доходной недвижимости. По его словам, к моменту выхода в отставку из ВВС в 2024 году он уже стал мультимиллионером.

Похожий опыт описывает пилот военно-транспортной авиации Спенсер Риз, который в 2013 году возил солдат между Кыргызстаном и Афганистаном. «Каждая миссия была ускоренным курсом по какой-то новой инвестиционной стратегии», — вспоминает он. Один сослуживец рассказывал о вложениях в заправки и магазины 7-Eleven, другой — об опционах с покрытием, третий — о биткоине. В долгих перелетах Риз читал книги по инвестированию. Формальные программы финансовой грамотности в армии существуют, но на практике гораздо важнее сарафанное радио: офицеры охотно достают телефоны и показывают друг другу балансы своих брокерских счетов, пишет WSJ.

Крипта, мем-акции и роль TikTok

В начале 2020-х криптовалюты распространились по военным базам «как лесной пожар». Лейтенант-коммандер ВМС Зак Родригес во время похода на авианосце по Тихому океану вложил более $100 тысяч — половину семейных сбережений — в такие монеты, как Chainlink, Polkadot и Quant, после того как коллега заразил его идеей крипто-рынка. Сначала рост цен принес ему хорошую прибыль, но затем рынок рухнул, а сам Родригес, по его словам, потерял около $250 тысяч в результате мошенничества. Сегодня он описывает себя как сторонника стратегии «bitcoin and chill»: инвестирует в биткоин и связанные с ним компании и оценивает свои активы примерно в $1 млн.

Мем-акции ударили по армии с не меньшей силой. Сержант-штабист медицинской службы ВВС Даррел Бейли вспоминает, как в 2021 году на занятиях в университете Джорджа Мейсона один из слушателей, тоже военный, посоветовал купить акции образовательной компании Chegg «пока они не отскочили». В аудитории тут же восемь-девять человек достали телефоны и нажали «купить». Сам Бейли потерял на этой идее деньги: Chegg с пиковых уровней выше $113 в начале 2021 года к концу года опустилась ниже $25, а потом и до $1. Но в целом за десять лет службы его семейный капитал вырос до уверенных шестизначных сумм, в основном благодаря индексным фондам.

Другой герой WSJ, старшина Береговой охраны Брайсон Сондерс, называет свой опыт «американскими горками». В 2021 году он начал покупать Dogecoin, слушая, как другие новобранцы на базе в Тампе хвастаются доходами от крипты. К этому добавились биткоин, акции GameStop и «все, что в тот момент безумно росло». «Я просто пытался сорвать джекпот», — признается он. Сондерс успел заработать на акциях Tesla, но прошлой зимой за один день потерял свыше $10 тысяч на инструменте с кредитным плечом, завязанном на акции MicroStrategy, компании, которая скупает биткоин. Сейчас он в основном держит индексные фонды и зарабатывает пятизначные суммы в месяц как инфлюенсер в TikTok и Instagram, снимая ролики с финансовыми советами для военных.
Новые деньги и старые риски

Признаки роста благосостояния вокруг баз заметны невооруженным глазом. Уорент-офицер армии Эрик Роулингс, пилот вертолета из Колорадо, который сейчас служит на Ближнем Востоке, рассказывает, что недавно купил себе Rolex за $10 тысяч, чтобы отметить важный рубеж: впервые доход от его портфеля акций превысил военную зарплату.По его собственным наблюдениям, не один один может отпраздновать финансовую победу: «Вокруг базы ездят чертовски крутые машины», — замечает 29-летний офицер.

Финансовые консультанты и ветераны, однако, все чаще говорят о рисках. Коэффициенты цена/прибыль по американскому рынку близки к историческим максимумам, индексы зависят от небольшой группы крупных техкомпаний. «Боюсь, мы можем оказаться на пороге лопающегося пузыря», — признается отставной армейский офицер Дэвид Эшкрафт. В конце 1990-х он сам, будучи молодым лейтенантом, купил акции Cisco и Sun Microsystems и увидел, как его пенсионный счет упал с $10 тысяч до примерно $3 тысяч после обвала рынка. С тех пор он инвестирует только в индексы и настораживается, когда слышит, что кто-то вложил все средства в криптовалюту или несколько отдельных бумаг.

Облигации среди военных почти не в ходу: на длинном горизонте они заметно отставали по доходности от акций, а держать крупные остатки в кэше мало кто готов. Многие уверены, что могут позволить себе больший риск благодаря гарантированному трудоустройству и пенсии через двадцать лет службы. Даже консервативные инвесторы оказываются более уязвимыми просто потому, что сильно выросшие акции бигтехов занимают в их портфелях непропорционально большую долю. Тот же Маккалох признает, что теперь несколько компаний из технологической и энергетической сфер составляют основу его личного состояния.

Тем не менее даже в растущем рынке рискованные стратегии оборачиваются болезненными уроками. В 2023 году морпех Мойзес Гонсалес, работавший водителем грузовика в Олбани, штат Джорджия, заработал $38 тысяч и при этом потерял $20 тысяч на дневной торговле золотом и акциями. Самый тяжелый день принес ему минус $15 тысяч, самый удачный — плюс $6 тысяч. Он установил у себя в комнате на базе три монитора, что однажды вызвало немой вопросительный взгляд полковника во время проверки, и носил ноутбук в автопарк, чтобы успевать торговать в утренние «тихие часы». Постепенно его результаты улучшились: в 2024 году Гонсалес заработал на дейтрейдинге около $30 тысяч, уволился из корпуса, переехал на Гавайи и занялся этим полноценно.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю