14.01.2026
Источник:
Frank Media
С большим отрывом в читательском голосовании победил Уоррен Баффет, но сам список фаворитов оказался куда сложнее и разнообразнее
Газета The Wall Street Journal назвала лучшего инвестора всех времен по итогам голосования среди читателей. С заметным отрывом победителем опроса стал Уоррен Баффет, который для миллионов инвесторов превратился в эталон долгосрочного мышления, дисциплины и веры в сложный процент.
Второе и третье места в рейтинге заняли управляющий хедж-фондом Джим Саймонс и легендарный управляющий взаимных фондов Питер Линч. Замыкают пятерку Хетти Грин и Джесси Ливермор — один из самых противоречивых трейдеров начала XX века.
При этом опрос не ограничился заранее заданным списком. Многие читатели WSJ вписывали собственные варианты ответов, отмечая, что величие инвестора измеряется не только доходностью. Среди наиболее часто упоминаемых имен оказался наставник Баффета Бенджамин Грэм — интеллектуальный отец стоимостного инвестирования, а также его соавтор Дэвид Додд и другие фигуры, оказавшие фундаментальное влияние на инвестиционную мысль XX века.
Кто из великих инвесторов расшифровывал советские коды в годы холодной войны, как подростку удалось играть против рынка еще до того, как появилось само понятие шорта, почему самую известную женщину Уолл-стрит называли «ведьмой» и существует ли в реальности доходность в 5 502 284% — и при чем здесь Уоррен Баффет, читайте ниже.
Питер Линч
Если спросить американцев среднего и старшего возраста, как они пришли к инвестициям, многие ответят: после прочтения бестселлера 1989 года «One Up on Wall Street», написанного Питером Линчем. Он научил целое поколение тому, как богатеть медленно — и последовательно.
Линч возглавил фонд Magellan компании Fidelity, когда под его управлением находилось всего $18 млн. К моменту выхода на пенсию 13 лет спустя активы фонда выросли до $14 млрд.
Его принцип звучал просто: «покупай то, что знаешь». И для него это действительно сработало. За период, включавший две рецессии, энергетический кризис и худший день в истории американского фондового рынка, его среднегодовая доходность составила почти невероятные 29,2%. И при этом он не усиливал результат за счет заемных средств и не играл на понижение, как это делают хедж-фонды.
Линч не верил в рыночный тайминг и скептически относился к макроэкономическим прогнозам. Его знаменитая фраза звучит так: «Если вы тратите 13 минут в год на экономику, значит, вы потратили впустую 10 минут».
Джим Саймонс
Джим Саймонс был выдающимся математиком и преподавал в Гарварде. Не находя покоя, он ушел работать в государственные структуры и во времена холодной войны занимался расшифровкой советских кодов.
Затем он решил попробовать себя в инвестициях — сфере, о которой знал совсем немного. Пройдя через несколько неудач, он в итоге создал самый выдающийся результат в истории хедж-фондов — и с большим отрывом от всех остальных.
С 1988 по 2018 год фонд Medallion приносил ошеломляющие 66% годовых до вычета комиссий. При такой доходности один доллар превратился бы почти в $7 млн.
Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос хотели бы знать многие инвесторы. Его компания Renaissance Technologies нанимала не финансистов, а ученых и искала скрытые закономерности. Журналист WSJ Грегори Цукерман рассказал эту историю в книге «Человек, который решил рынок».
Саймонс умер в 2024 году в возрасте 86 лет, оставив состояние, оцениваемое примерно в $31 млрд, большая часть которого была направлена на благотворительность. Как он сам говорил: «Я много занимался математикой, заработал много денег и почти все их отдал. Вот и вся история моей жизни».
Джесси Ливермор
Джесси Ливермора, прозванного «мальчиком-игроком», многие считают величайшим трейдером в истории. Роман, основанный на его биографии, «Воспоминания биржевого спекулянта», до сих пор остается обязательным чтением для начинающих сотрудников хедж-фондов.
В 14 лет Ливермор сбежал из дома и устроился «мальчиком у доски», переписывая котировки акций, поступавшие по телеграфу. Замечая повторяющиеся паттерны, уже через год он совершил свою первую сделку в так называемой bucket shop — заведении, больше похожем на игорный дом, чем на брокерскую контору. Он оказался настолько успешен, что вскоре ему запретили вход во многие из них.
Во взрослом возрасте Ливермор прославился ставками против рынка. Он зашортил акции перед паникой 1907 года, и банкир Дж. П. Морган лично попросил его закрыть позиции. В следующие два десятилетия Ливермор дважды объявлял себя банкротом и снова возвращался к огромному состоянию.
В 1929 году он вновь сыграл на понижение — за несколько месяцев до октябрьского краха. На старте Великой депрессии он вышел из рынка с капиталом в $100 млн, что эквивалентно почти $2 млрд по нынешним меркам.
Ливермора до сих пор часто цитируют — правда, чаще в образе Ларри Ливингстона, вымышленного героя «Воспоминаний». Но и его собственные тексты остаются актуальными для сегодняшних охотников за быстрой прибылью на криптовалютах и мем-акциях:
«Если бы легкие деньги просто лежали вокруг, никто не стал бы запихивать их вам в карман».
Хетти Грин
Хетти Грин в мире инвестиций — это примерно как Дайана Таурази в баскетболе, пишет WSJ:
«Не слышали о Таурази? А зря. Она шесть раз выигрывала олимпийское золото в составе сборной США и является самым результативным игроком в истории женского профессионального баскетбола. В 2025 году она завершила карьеру, став самым возрастным действующим игроком лиги».
Инвестиционный талант Грин сделал ее одной из самых богатых людей Америки. Возможно, ее часто упускают из виду из-за пола — но это лишь подчеркивает масштаб достижений. В конце XIX — начале XX века женщины не имели права голоса и не могли самостоятельно совершать многие финансовые операции без согласия мужа.
За скупость Грин получила прозвище «Ведьма с Уолл-стрит», но именно она в начале 1900-х годов тихо спасла Нью-Йорк от финансового кризиса. Среди ее удачных ставок — скупка обесцененных долларов США, так называемых гринбеков, выпущенных во время Гражданской войны. Эта стратегия принесла ей огромную прибыль.
Грин была одним из первых стоимостных инвесторов еще до того, как этот термин появился.
«Я покупаю, когда все дешево и никому не нужно. Я держу активы до тех пор, пока они не вырастут и люди не начнут сходить по ним с ума», — говорила она.
И это работало: ее состояние оценивается в сумму до $5 млрд в пересчете на сегодняшние деньги.
Уоррен Баффет
Уоррен Баффет начал очень рано — свою первую акцию он купил в 11 лет.
Будучи учеником Бенджамина Грэма, отца стоимостного инвестирования, Баффет со временем вышел за рамки его подхода. В 95 лет он завершает в декабре выдающуюся 60-летнюю карьеру во главе Berkshire Hathaway. Инвестор, купивший акции компании в момент прихода Баффета, получил бы доходность в 5 502 284%, что в 140 раз превышает результат простого вложения в индекс S&P 500 по состоянию на 2024 год.
Баффет больше не является самым богатым человеком в мире — лишь потому, что на протяжении многих лет он передавал значительную часть своих акций Berkshire на благотворительность. Его щедрость не ограничивается пожертвованиями: ежегодные письма акционерам стали источником знаний об инвестициях и жизни.
Его совет тем, кто стремится к похожему успеху, звучит так:
«Если вам нравится тратить шесть–восемь часов в неделю на работу с инвестициями — делайте это. Если нет, регулярно инвестируйте фиксированные суммы в индексные фонды».