В Казахстане планируют создать Единую службу финансового омбудсмана

25.12.2025

Источник: Zakon.kz

В рамках формирования единого и последовательного механизма досудебного урегулирования споров между потребителями и финансовыми организациями предусмотрено создание Единой службы финансового омбудсмана, сообщает Zakon.kz.
По информации Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, создание такой структуры планируется в рамках проекта нового Закона "О банках и банковской деятельности".

Потребитель финансовых услуг будет вправе обратиться в Единую службу финансового омбудсмана в случае несогласия с полученным ответом либо в случае его отсутствия в установленный срок.

"Единая служба финансового омбудсмана станет ключевым институтом досудебного урегулирования споров на финансовом рынке и объединит действующие в настоящее время отдельные механизмы банковского, страхового и микрофинансового омбудсманов", – отметили в агентстве.

Финансовый омбудсман будет рассматривать споры между потребителями и финансовыми организациями и выносить решения, обязательные для исполнения финансовыми организациями. В случае неурегулирования спора за потребителем сохраняется право на обращение в суд.

Досудебный порядок урегулирования споров подлежит применению в следующих случаях:
при наличии имущественных требований потребителей к банкам, филиалам банков-нерезидентов РК, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, микрофинансовым организациям, лицам, которым уступлены права требования по договорам банковского займа или микрокредита, страховым (перестраховочным) организациям, филиалам страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, а также к брокерским организациям на рынке ценных бумаг, возникающих из договоров предоставления финансовых продуктов;
при отказе банка, микрофинансовой организации или коллекторского агентства в изменении условий договора банковского займа или микрокредита либо при недостижении взаимоприемлемого решения по заявлению потребителя – физического лица;
при возникновении споров между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями по договорам страхования, а также споров между страховыми организациями по вопросам обязательного и добровольного страхования.
Для досудебного урегулирования под потребителями финансовых услуг понимаются физические лица, а также юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. При этом в страховом секторе предусматривается рассмотрение также споров между страховыми организациями.

Совет Службы финансового омбудсмана будет наделен правом назначения необходимого количества финансовых омбудсманов по отдельным направлениям финансовых услуг по предварительному согласованию с Агентством.

Агентство в свою очередь установит требования к порядку осуществления профессиональной деятельности финансовых омбудсманов, системе корпоративного управления Службы, а также будет осуществлять надзор за соблюдением финансовыми организациями и Службой финансового омбудсмана установленных требований с применением мер надзорного реагирования.

Как считают в АРРФР, введение досудебного порядка урегулирования споров позволит снизить нагрузку на судебную систему и повысить эффективность надзорной деятельности, сосредоточив ресурсы Агентства на регулировании и развитии финансового рынка.

Отмечается, что предлагаемый механизм соответствует передовой международной практике и основан на трехуровневой системе рассмотрения обращений потребителей: первичное обращение в финансовую организацию, вторичное – к финансовому омбудсману, и при необходимости последующее обращение в Агентство.
Возврат к списку новостей
/news/v-kazakhstane-planiruyut-sozdat-edinuyu-sluzhbu-fi/
Рекламодателю