Visa представила результаты исследования состояния микро, малого и среднего бизнеса в Казахстане

09.09.2020

Источник: Banker.kz

o В исследовании приняли участие предприниматели из 7 крупных городов Казахстана, свыше 95% из которых являются собственниками бизнеса;

o Более 80% представителей казахстанского микро, малого и среднего бизнеса отметили негативное влияние пандемии на деятельность;

o У 69% предприятий сократилась доходность вследтвие пандемии, а 23% респондентов отметили, что их бизнес полностью остановился;

o Бизнес активно использует безналичные способы приема оплат: 67% предпринимателей предоставляют покупателям возможность осуществлять оплату как в безналичной, так и в наличной форме.

Алматы – 7 сентября 2020 г. — Visa представила результаты исследования, проведенного компанией FusionLab среди 350 представителей микро, малого и среднего бизнеса из 7 городов Казахстана - Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Караганды, Атырау, Актобе и Усть-Каменогорска. В рамках исследования были изучены такие аспекты, как уровень влияния пандемии на бизнес, планы по развитию на ближайший год и интерес предпринимателей к получению новых навыков. Исследование проводилось в ходе реализации глобальной инициативы Visa #ПоддержиСвоих в Казахстане, направленной на оказание образовательной экспертной помощи предпринимателям в стране, а также на поощрение потребителей в поддержке локального бизнеса.

Микро, малый и средний бизнес традиционно является основной любой успешной экономики, но именно этот сектор оказался под ударом из-за глобальной пандемии коронавируса. Согласно результатам исследования, 82% предпринимателей отметили негативное влияние COVID-19 на бизнес: у 69% предприятий сократилась доходность, а 23% отметили, что их бизнес полностью остановился. Пандемия также повлияла и на формат трудовых взаимоотношений с сотрудниками: свыше 50% предприятий были вынуждены отправить часть или всех сотрудников в неоплачиваемый отпуск, либо прибегнуть к сокращению заработных плат. Большинство респондентов, которые ощутили негативное влияние коронавируса, столкнулись с сокращением объемов заказов/продаж из-за снижения уровня потребления и деловой активности своих клиентов, несвоевременностью или прекращением поставок, закрытием торговых точек и ограничениями передвижения сотрудников.

Такие изменения потребовали от казахстанского микро, малого и среднего бизнеса стремительной адаптации к новым требованиям, чтобы не потерять клиентов и — вместе с ними — бизнес. Кому-то пришлось в ускоренном режиме решать вопрос перевода бизнеса в онлайн и оцифровки стандартных операций, а кому-то понадобилось расширить уже существующие диджитальные возможности и внедрить новые инструменты, отвечая на изменения потребительского поведения покупателей. Тех, кто остался исключительно в офлайн среде, меньшинство - всего 37% опрошенных сообщили, что их бизнес по-прежнему не присутствует в интернете. Тогда как 63% казахстанских предпринимателей достаточно активно используют возможности онлайна и имеют свой сайт или аккаунт в социальных сетях или же рекламируют услуги и товары в сети.

Что касается каналов реализации товаров, то и здесь прослеживается активное развитие цифровых инструментов - на сегодняшний день 42% предприятий имеют как онлайн, так и офлайн точки продаж, а 18% продают продукцию только онлайн.

Стоит подчеркнуть и высокое проникновение решений для приема безналичных платежей - 67% предпринимателей предоставляет покупателям возможность осуществлять оплату в безналичной форме наравне с наличными, а 8% принимают платежи только в безналичном формате. При этом, около трети респондентов, принимающих оплату только наличными, согласны, что их бизнес был бы менее рискованным, если бы они принимали цифровые платежи.

Говоря о будущем, большинство предпринимателей (65%) считает, что вести бизнес в Казахстане в следующие 12 месяцев станет труднее. И несмотря на государственную поддержку, активную диджитализацию и стремительную адаптацию к новым условиям, казахстанскому микро, малому и среднему бизнесу необходима дополнительная поддержка, в том числе через механизмы финансовой помощи (возможности получения кредитов с низкой ставкой), отсрочки обязательных платежей и информационной поддержки.

«Результаты исследования показали, что казахстанские предприниматели, столкнувшись со сложностями, ищут пути и решения для развития своего бизнеса, и мы готовы поддерживать их в стремлении адаптироваться в новых реалиях. С этой целью в рамках глобальной инициативы #ПоддержиСвоих Visa запустила платформу поддержки малого бизнеса, а также образовательную программу для предпринимателей, и мы надеемся, что эти ресурсы будут полезными для торгово-сервисных предприятий страны», - прокомментировала итоги исследования Алия Чыныбаева, региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии.

В августе, принимая во внимание заинтересованность представителей микро, малого и среднего бизнеса в получении новых знаний и навыков, Visa совместно с Финтех хабом Международного финансового центра «Астана» и МФЦА и при поддержке Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан запустила образовательную программу для предпринимателей на платформе Atameken Academy. В числе наиболее актуальных тем для обучения участники исследования отметили: «Как развивать бизнес онлайн, когда все плохо оффлайн» - 32%, «Как обернуть кризис в возможность: эффективная работа в условиях неопределенности» - 30,9%, «Привлечение дополнительного финансирования» - 27,5%. Данные предпочтения были учтены при составлении образовательной программы и подбора экспертов. Партнерами программы также выступили Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и республиканский центр помощи предпринимателям «Kazantsev Group». Участие в программе проводится на бесплатной основе, все желающие могут пройти обучение по ссылке: https://fintech.atameken.co/#about. По итогам прохождения курса онлайн-обучения минимум из 10 видео уроков, слушатели получат сертификаты.

«Цель Visa — поддержать микро, малый и средний бизнес. С помощью наших образовательных ресурсов предприниматели, которые уже работают в интернете, смогут увеличить клиентскую базу и открыть для себя новые возможности, а те, кто только собирается выйти в онлайн, смогут сделать это более эффективно», - подчеркнула Алия Чыныбаева.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю