15.03.2016
Источник:
РБК
Как стало известно РБК, Тверской районный суд Москвы арестовал бывшего собственника обанкротившегося Промсбербанка. Следствие связывает этот банк с «зеркальными сделками» клиентов российской «дочки» Deutsche Bank AG.
Тверской районный суд Москвы принял решение арестовать Алексея Куликова, бывшего акционера подольского Промсбербанка. Об этом РБК рассказал источник на рынке и подтвердил пресс-секретарь Тверского суда Москвы Анастасия Дзюрко. По ее словам, суд арестовал Куликова 3 марта на два месяца по ходатайству Cледственного департамента МВД. Дзюрко уточнила, что Куликову вменяется совершение мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса).
Адвокат Куликова Дмитрий Чеснов подтвердил РБК факт его задержания и ареста, но от дальнейших комментариев отказался.
Источник, близкий к ЦБ, говорит, что арест Куликова связан с расследованием проведения сомнительных сделок в Дойче Банке (российской «дочке» Deutsche Bank AG). Эту информацию подтвердил источник, близкий к Дойче Банку. Ранее РБК писал, что правоохранительные органы расследуют вывод активов из Промсбербанка и связывают действия его клиентов и собственников со сделками в Дойче Банке. У следствия есть подозрение, что за «зеркальными» сделками Дойче Банка стояли те же люди, что и за сделками в Промсбербанке.
ЦБ отозвал лицензию у Промсбербанка в апреле 2015 года. Это был небольшой региональный банк, работавший в Подольске. После отзыва лицензии суд признал банк банкротом, а временная администрация ЦБ обнаружила там схему по выводу активов через купленную незадолго до отзыва лицензии страховую компанию «Оранта».
Алексей Куликов купил 20% акций Промсбербанка в 2012 году, однако на момент отзыва лицензии в акционерах уже не числился. В 2012 году акционером Промсбербанка был также Александр Григорьев, а в совет директоров входил двоюродный брат российского президента Игорь Путин. Как писала газета «Коммерсантъ», в ноябре прошлого года сотрудники правоохранительных органов задержали Григорьева. Следствие подозревает банкира в организации «молдавской схемы», через нее преступная группа, в которой участвовали более 500 человек и около 60 российских банков, вывела из России $46 млрд.
У Григорьева было 4,16% акций Промсбербанка, но фактически он контролировал этот банк, рассказывал РБК знакомый одного из топ-менеджеров Промсбербанка. По его словам, Промсбербанк был первым банком, который купил Григорьев. Примерно в это же время он купил 16,35% акций Русского земельного банка, бывшего банка Елены Батуриной. В 2013 году Григорьев вышел из капитала этих банков и купил почти 20% акций банка «Западный», также он контролировал ростовский банк «Донинвест». Все эти банки лишились лицензий Банка России.
Сообщения о том, что Deutsche Bank начал внутреннее расследование в отношении своего московского представительства, появились в СМИ этой весной. По информации немецкого издания Manager Magazin, сотрудники Дойче Банка не проверяли должным образом происхождение денег российских клиентов, на которые осуществляли внебиржевые операции с деривативами в Лондоне. Речь может идти о выводе около $6 млрд в 2011–2015 годах.
В декабре прошлого года Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщал, что Deutsche Bank выявил еще $4 млрд подозрительных транзакций, относящихся к российскому бизнесу этой финансовой организации. Таким образом, совокупный объем транзакций, которые не были должным образом проверены, достиг $10 млрд.
Также Bloomberg сообщал, что выгоду из торговых сделок могли извлечь люди из близкого окружения президента России Владимира Путина. Источники агентства указывали, что, по их информации, в ряде случаев средства на счетах, которые фигурировали в подозрительных операциях, принадлежали лицам из окружения президента. Речь идет о его родственнике, имя которого не называлось, а также Аркадии и Борисе Ротенбергах, находящихся под санкциями США. Представители бизнесменов опровергли их причастность к «зеркальным» сделкам.
Deutsche Bank сообщил западным регуляторам о выявленных нарушениях, а также привлек к расследованию экспертов из Лондона и Нью-Йорка. В расследовании участвуют немецкий, британский и американский регуляторы.
Как ранее писал РБК, 9 марта немецкий регулятор финансовых рынков BaFin начал проверять Дойче Банк. Проверка связана с расследованием в отношении московского представительства, клиенты которого проводили сомнительные сделки. Перед тем как начать проверку, сотрудники BaFin получили согласие ЦБ, которое нужно для передачи полученных в ходе проверки данных за рубеж.
Официальный представитель Дойче Банка в ответ на запрос РБК напомнил, что Deutsche Bank проводит расследование сделок с ценными бумагами, совершенных рядом контрагентов банка в Москве и Лондоне, общий объем расследуемых сделок является значительным. «Продолжающееся внутреннее расследование включает в себя как изучение произошедшего на предмет нарушения законодательства, регулирования или политики банка, так и на предмет проверки системы внутреннего контроля Deutsche Bank. Банк сотрудничает с регуляторами и правоохранительными органами в различных странах, в том числе Германии, России, Великобритании и США», — отметил он.
Татьяна Алешкина, Анастасия Михайлова