Как Сбербанк и Google просвещают малый бизнес

27.04.2017

Источник: Ведомости

<i>Исполнительный директор татарстанского медицинского центра DicomClinic <b>Лилия Кильдеева</b> случайно наткнулась в интернете на сообщение об онлайновой учебной программе «Бизнес класс», которую совместно с компанией Google запустил Сбербанк. В первую группу набирали тех, кто имел опыт работы и предпринимателем, и топ-менеджером, рассказывает Кильдеева. Клиника ставила перед собой цель увеличить количество пациентов, приходящих на диагностику в первый раз, и Кильдеева записалась на учебу, надеясь получить полезные знания для привлечения пациентов.</i><br>
<br>
В Москве каждое пятое-шестое малое предприятие закрывается, не проработав и года, говорит член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Прежде всего это касается сегмента бытовых услуг и общепита. Главная причина неудач – недостаток знаний, предпринимательского опыта и квалификации, считает вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. По его словам, «Бизнес класс» поможет устранить пробелы в образовании предпринимателей. Проект финансируют Сбербанк и Google. Инвестиции партнеры не раскрывают. Шаров пояснил, что основные расходы – это разработка сайта и видеоконтента, а также привлечение экспертов и проведение очных семинаров. Банк нанял 100 тренеров, еще 500 наставников-бизнесменов работают на общественных началах.<br>
<br>
<b><i>
Не первые</i></b><br>
<br>
Сбербанк не первый. В январе 2016 г. Альфа-банк открыл образовательный центр, в котором эксперты, руководители проектов и топ-менеджеры банка проводят платные семинары как для клиентов-предпринимателей, так и для людей со стороны – банковских служащих, линейных менеджеров и директоров по персоналу.<br>
<br>
У Промсвязьбанка 2,5 года назад тоже появилось два просветительских проекта для предпринимателей – «Честнок» и «Бизнес в объективе». «Честнок» 3–5 раз в неделю публикует интервью с успешными предпринимателями, а «Бизнес в объективе» – это площадка для предпринимателей, готовых рассказать о себе и показать свой бизнес в фотографиях, говорит представитель банка Дарья Козырева.<br>
<br>
<b><i>
Берут масштабом</i></b><br>
<br>
Программа стартовала в апреле 2016 г. в Татарстане. Зарегистрировалось там на нее 30 000 предпринимателей, но к настоящему времени 5000 человек закончили обучение и еще 4000 продолжают учиться. Каждый третий предприниматель, заинтересовавшийся программой, проходит ее до конца – неплохой результат для бесплатной учебной программы, считает Шаров. Позднее подключились Свердловская, Нижегородская, Владимирская и другие области. В 2017–2018 гг. программу закончат 103 000 предпринимателей.<br>
<br>
Успех программы Сбербанка объясняют поддержкой региональных властей. Президент Татарстана даже рекомендовал муниципальным чиновникам пройти «Бизнес класс», чтобы общаться с предпринимателями на одном языке. По словам представителя Сбербанка, банк действует через региональные представительства «Опоры России» и «Деловой России», а те уже информируют местный бизнес. По словам Шарова, о программе недавно дал положительное заключение первый вице-премьер Игорь Шувалов, который порекомендовал расширить программу. Поэтому организаторы распространят ее не на 10, как планировали, а на 41 регион.<br>
<br>
<b><i>
Ликбез от банкиров</i></b><br>
<br>
Большинство российских предпринимателей – самоучки: они не имеют степени MBA и работают, руководствуясь здравым смыслом, жизненным опытом и интуицией, многие из них хорошо разбираются в своем продукте, но мало что понимают в бухгалтерском учете, стратегическом планировании и управлении финансами, рассуждает старший партнер компании FilippFinance Андрей Филиппов.<br>
<br>
<b><i>
Банкиры учат клиентов менеджменту</i></b><br>
<br>
«Бизнес класс» рассчитан как на действующих, так и начинающих предпринимателей. Первые на занятиях анализируют слабые стороны своего бизнеса, узнают о том, какие процессы в компании можно оптимизировать и как развивать компанию. А новичков учат азам: как разработать бизнес-план, зарегистрировать компанию и начать дело. Учиться в «Бизнес классе» могут даже безработные. По словам Шарова, Сбербанк ведет сейчас переговоры с Рострудом о том, чтобы регионы выдавали гранты на развитие своего дела безработным, получившим сертификат программы. Роструд инициативу поддерживает, но пока не готов сообщить детали, рассказала пресс-служба.<br>
<br>
Программа длится почти полгода и помимо видеоуроков и вебинаров для всех включает четыре очных восьмичасовых мастер-класса для 250 лучших учеников в регионе. В группу лучших попадают те, кто набрал наибольший балл при входном тестировании и выбрал наиболее интенсивный курс обучения. Они также получают возможность общаться с наставниками.<br>
<br>
<b><i>
Выгоды учительства</i></b><br>
<br>
Как утверждает руководитель отдела маркетинга для малого и среднего бизнеса «Google Россия» Олег Голицын, компания заинтересована в том, чтобы предприниматели профессионально вели бизнес и получали максимальную выгоду от использования интернета, замечает он.<br>
<br>
Чем грамотнее заемщик, тем ниже риск банкротства предприятия, говорит Филиппов. За счет прошедших подготовку в «Бизнес классе» предпринимателей Сбербанк планирует расширить круг надежных заемщиков, сказал Шаров. По его словам, банк будет следить за успехами лучших учеников и те предприниматели, у которых в течение года после обучения вырастет выручка, прибыль, увеличится количество рабочих мест, могут рассчитывать на кредиты по выгодной ставке.<br>
<br>
Алексей Борисов, руководитель образовательного проекта «Альфа-опыт», говорит, что Альфа-банк надеется с помощью «Альфа-опыта» повысить лояльность имеющихся корпоративных клиентов. С этого года они могут участвовать в проекте как преподаватели. Для корпоративных клиентов преподавание – полезный маркетинговый ход, поясняет Борисов. Они рассказывают о своем бизнесе широкой аудитории и стараются, чтобы ученики стали клиентами их компаний. С начала 2017 г. Альфа-банк обучил 500 человек, четыре корпоративных клиента банка стали преподавателями «Альфа-опыта». Альфа-банк использует «Альфа-опыт» и для поиска талантов среди учеников. В этом году, например, банк взял в штат двух участников программы на должности риск-менеджеров. Благодаря просветительским проектам, говорит Козырева, Промсвязьбанк дополнительно получает больше 100 заявок в месяц на продукты и сервисы для малого бизнеса.<br>
<br>
<b><i>
Польза для предпринимателей</i></b><br>

В августе 2016 г. Кильдеевой как лучшей ученице дали в помощь наставника – Ирину Гарнье, управляющего партнера французской консалтинговой компании IB2C France SAS, специалиста по ландшафтному дизайну и благоустройству городов. Кильдеева поначалу отнеслась к наставнику скептически: мол, между медициной и ландшафтным дизайном нет ничего общего. Но общение оказалось полезным. Гарнье сказала ей, что сегодня для привлечения пациентов традиционных методов (сайта, рекомендаций врачей и партнеров, сарафанного радио, рекламных листовок) недостаточно. Она посоветовала активнее использовать социальные сети и интернет-маркетинг. Кильдеева совету вняла и наняла двух специалистов по контекстной рекламе. По ее словам, в ноябре 2016 г. количество пациентов, впервые обратившихся в DicomClinic, увеличилось на 7% по сравнению с августом.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю