Как рынок онлайн-кредитования преодолел недоверие и стремительно пошел в рост

20.11.2017

Источник: Banker.kz

Сегодня в Казахстане действует несколько десятков компаний по онлайн-кредитованию, а также создана «Казахстанская Ассоциация ФинТех», которая стремится к тому, чтобы рынок стал прозрачным и регулируемым. Крупнейший игрок на этом рынке бренд MoneyMan, входящий в один из ведущих мировых финтех-холдингов ID Finance. О том, как осваивался рынок Казахстана, и почему в мире современных технологий нет смысла делать проект в рамках одной страны, рассказал Андрей Игнатенко, генеральный директор сервиса онлайн-займов MoneyMan.kz.

- Прежде всего, с какими трудностями вы столкнулись на рынке в Казахстане, что было новым?

- Самым сложным был не выход на рынок, не развитие бизнеса с нуля и даже не то, что в команде было лишь 8 единомышленников, сложно было оценить готовность потребителей к новому виду финансовых услуг. Спрос явно существовал, но получение заемных средств онлайн, через Интернет для многих представлялось чем-то фантастическим, не вполне реальным, ибо потребитель еще не знал альтернативы очередям и бесчисленным бумагам. Мы осознавали, что будем пионерами в данной отрасли. Кроме того, не нужно забывать и о таком важном факторе, как уровень проникновения интернета. В 2014 году в Сети все еще наблюдалась низкая активность.

Изначально мы работали над повышением уровня доверия со стороны населения. В стране не было онлайн-сервисов альтернативного кредитования. Нам приходилось объяснять не только возможности онлайн-кредитования, но и то, что мы способны обеспечить высокую степень надежности сохранности данных. При этом, объяснять все это нужно было, в том числе на уровне партнеров и государственных структур. Наше видение воспринималось как некая теория и все очень осторожно подходили к практическим шагам в этой области. Кстати, Первое Кредитное Бюро стало первым партнером, кто всерьез принял наши идеи и поддержал нас.

В целом, запуск проекта в Казахстане занял почти три месяца. Спустя три года могу с уверенностью констатировать, что с ролью Пионера отрасли в Казахстане мы справились на «отлично». Эта оценка подкрепляется фактом выхода на рынок крупных международных игроков, а также тем, что инвесторы сейчас с интересом смотрят на развитие финансовых технологий в стране. Конечно, были и другие трудности, но мы справились. Компания растет, проекты показывают хорошую динамику и уже сегодня в казахстанских проектах ID Finance задействовано свыше 100 локальных профессионалов.

- Достигла ли компании поставленные краткосрочные цели в Казахстане?

- Бесспорно! На сегодняшний день, Moneyman.kz является безусловным лидером рынка в своем сегменте, а доля проектов Казахстана занимает порядка 20% от всего объема выданных займов группы ID Finance.

- Про финтех говорят довольно много, но как простому человеку понять, что это такое?

- На самом деле, ничего сложного здесь нет. Многие стартапы и крупные компании используют технологические инновации, чтобы конкурировать с традиционными игроками индустрии – финансовыми институтами, страховыми компаниями, платежными системами и т.д. Как раз эту сферу и принято называть финтехом. Однако сегодня понятие расширяется. Например, классические банки также постепенно начинают приходить к пониманию необходимости системных технологических изменений своей структуры. Финтех – это общемировой тренд. И речь не только о финансовых услугах онлайн, но в принципе о цифровом Казахстане. Мы пока еще не Сингапур, но это лишь вопрос времени и правильной постановки целей. Количество транзакций в интернете растет изо дня в день, люди всех возрастов используют гаджеты, скорость и комфорт доминируют в нашем быту. Все чаще для совершения покупок уже не требуются наличные. Для получения денежных средств в сервисах онлайн-кредитования не нужно ехать в банк и стоять в очередях, собирать справки можно через Egov. Нет и необходимости искать поручителей, оформлять в залог имущество или ждать решения по заявке. Посмотрите на тенденции взаимодействия юридических лиц между собой и с физическими лицами – они все больше проходят в цифровом формате. Также и онлайн-займы выигрывают перед предложениями офлайн-компаний своей доступностью и возможностью получить деньги «здесь и сейчас». А количество вариантов получения и погашения займа вместе с возможностью продлить его срок за несколько минут дают сервисам онлайн-кредитования дополнительную фору на рынке финансовых продуктов. Если раньше все говорили о финансовой грамотности населения, то сегодня мы должны говорить о симбиозе цифровой и финансовой грамотности в целом. Не думаю, что кто-либо откажется от возможности получать быстрый и качественный дистанционный сервис и в других сферах: в медицине, образовании, государственном документообороте, включая налогообложение, в ритейле и так далее. И потребитель данных услуг должен быть подготовлен к тому, чтобы уверенно ориентироваться во всем этом, чтобы достигать большего комфорта в жизни. Само осознание цифровизации и элементарного ухода от бумажных носителей – драйвер, способный улучшить жизнь каждого человека на нашей планете и положительно повлиять на экологию. Возможно это слишком громкое заявление для кого-то, но здесь можно только напомнить о технологии производства бумаги и все встанет на свои места. Хватить сидеть в зоне комфорта, необходимо предпринимать конкретные действия.

- Какие риски онлайн-кредитования существуют для обычного человека? Все говорят о мошенничестве, можете подробнее рассказать об этих рисках?

- Без этого вопроса не обходится ни одно интервью. Мы – предприниматели, которые нацелены на удобство предоставляемых услуг и удовлетворенность потребителя потребляемыми услугами. Логично, что мы заинтересованы в построении прозрачного, цивилизованного финансового рынка. ID Finance уделяет особое внимание безопасности проведения платежей и работе с персональными данными клиентов. Случаи мошенничества в отрасли – имеют место, к сожалению. Но ведь в целом – как и на любом рынке. Чтобы не столкнуться с мошенниками, пользователю при выборе компании-кредитора важно обращать внимание на ее информационную открытость, наличие отзывов, рейтинги надежности и т.д. Кстати, уже ни раз доводилось слышать мнение, что через интернет деньги может получить любой человек. Это в корне не верно, только часть из поданных заявок получают одобрение. В онлайн-сервисах нет процедуры личной встречи с клиентами, поэтому уровень качества оценки рисков априори должен быть выше. Наша задача в том состоит, чтобы предоставить качественный и надежный сервис потребителю, минимизировав риски невозрата, при этом свести вероятность получения займа потенциальными мошенниками - к нулю.

- Как вы можете оценить динамику развития рынка онлайн кредитования в Казахстане?

- Могу сказать, что, начиная с 2014 года на рынке было выдано более 450 000 займов, только за последние 9 месяцев было выдано онлайн кредитов на сумму 22 млр.тенге. Охвачены все регионы в Казахстане, что подтверждает актуальность данного вида услуг для потребителей. У нас есть клиенты, которые кредитовались по несколько раз. Ежедневно обрабатывается от 1500 до 2000 заявок. В целом, наша команда ставит амбициозные цели и по итогу 2017 года мы планируем продолжить свое развитие с четырехкратным увеличением объемов выдачи по результатам года. Уверен, что динамика по рынку будет также увеличиваться с каждым днем.

- Кто стал инициатором создания Ассоциации Финтех? Кому это нужно, ведь работать на нерегулируемом рынке проще?

- «Дикие 1990-е» давно закончились, сегодня работать на цивилизованном рынке комфортнее и безопаснее, как нам, так и потребителям финансовых услуг. Являясь международной компанией, мы обладаем достаточным опытом, которым готовы делиться и приносить в каждый из регионов присутствия лучшие практики и технологии из разных стран. Именно этот опыт подтолкнул нас к идее диалога с остальными игроками о создании Казахстанской Ассоциации Финтех, которая потенциально позволит развивать не только онлайн-кредитование, но и практически неограниченные возможности эко-среды цифрового Казахстана.

Спасибо за интервью!
Возврат к списку новостей
Рекламодателю