АЗРК: В экономике Казахстана прослеживается негативный тренд

21.04.2023

Источник: Bizmedia.kz

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК) Марат Омаров выступая на Евразийском антимонопольном форуме отметил о некоторых проблемах в казахстанской экономике, сообщает Bizmedia.kz.

Глава АЗРК высказался о разных проблемных точках казахстанской экономики

Омаров считает, что избавление экономики от монополии и создание условий для добросовестной конкуренции являются важными принципами новой экономической политики Казахстана. По его словам, об этом не раз говорил Касым-Жомарт Токаев и что АЗРК уже ведет соответствующую работу.

Глава АЗРК высказался о разных проблемных точках казахстанской экономики

Мощный Chery Tiggo 8 Pro MAX в наличии. Оставьте заявку на консультацию
В работе АЗРК по демонополизации экономики наблюдается увеличение государственного участия на товарных рынках, что является отрицательной тенденцией. Государство участвует в бизнесе даже в тех сферах, где раньше не было его присутствия, что касается рынков, которые используются каждым человеком в повседневной жизни. Марат Омаров отмечает, что государственное участие должно было бы только сокращаться.

О рынке ГСМ

«КазМунайГаз», государственная компания, контролирует 80% оптового рынка ГСМ. Они доминируют в нефтяной сфере от добычи до продажи ГСМ. Будучи почти монополистами, управление рынком неэффективно. На рынке все еще есть дефицит, высокие цены и недостаток контроля за рынком, что приводит к проблемам с доступом к ресурсам.

Для того чтобы обеспечить прозрачное и недискриминационное распределение ресурсов компании «КазМунайГаз», будут приняты Правила равного доступа к ключевым мощностям с условиями принятия и отбора заявок. Также планируется увеличение биржевых торгов для достижения этих же целей. Кроме того, для предотвращения рисков ограничения доступа к переработке нефти компания также примет Правила доступа к инфраструктуре.

О рынке авиаперевозок

На этом рынке государственные компании, такие как национальный авиаперевозчик и связанные с ним компании, доминируют и полностью контролируют спрос и предложение. Вопрос разделения активов авиакомпаний с государственным участием до сих пор остается нерешенным.

Глава АЗРК о рынке авиаперевозок

На существующем рынке авиаперевозок отсутствует стимул для конкуренции в ценах и оптимизации расходов, что приводит к задержкам и росту цен. Динамическое ценообразование неэффективно на монопольных рынках, где максимальные тарифы на один и тот же маршрут гораздо выше минимальных. Решение проблемы может заключаться в расширении доступа новых авиаперевозчиков на рынок через усиление режима «Открытое небо».

О рынке телекоммуникаций

На рынке связи доля государства достигла 75% из-за монополизации. «Казахтелеком» купил радиочастотный спектр на аукционе, который должен был быть продан бизнесу. Это означает, что государство практически продало ресурс самому себе. К сожалению, это привело к ухудшению качества услуг и снижению конкуренции на рынке, как следствие — жалобы клиентов на повышение тарифов. В некоторых тарифных планах стоимость увеличилась в два раза, например, на «Алтел», с 13 марта этого года стоимость 1 минуты разговора или SMS выросла с 9 до 18 тенге.

Невозможность использования частотных полос и экономические препятствия могут препятствовать восстановлению конкурентной среды на рынке сотовой связи. Правительство планирует отвести частотную полосу одному оператору, но на данный момент не существует конкретных механизмов реализации этого плана. Некоторые операторы также пытаются расширить свое присутствие на смежных рынках, например, в IT-отрасли.

О рынке железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок
На данный момент нет предложений по разделению функций между Национальным оператором инфраструктуры (КТЖ) и грузоперевозчиком, чтобы обеспечить частным перевозчикам равный доступ к инфраструктуре. Это необходимо для создания конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Глава АЗРК о рынке железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок

Более 95% рынка грузовых перевозок занято национальным перевозчиком, и частным перевозчикам до сих пор неудобно работать. Оператор магистральных путей позволяет своим компаниям получать преимущества, что создает неравные условия для остальных. Тарифы на магистральную железнодорожную перевозку растут. Также идет настойчивая поддержка компаний, которые находятся под управлением оператора.

АЗРК говорит о том, что «Правила желтых страниц» и статья 192 Предпринимательского кодекса больше не работают. Государственные компании и госорганы сами же нарушают эти принципы и виды деятельности с государственным участием расширяются без официального разрешения. Анализ видов деятельности КТЖ показал, что только 83 видов деятельности (28%) из 300 были согласованы с антимонопольным органом.

о рынке ипотечного кредитования

Более 60% рынка занимает «Отбасы банк» благодаря действующему запрету на участие банков второго уровня в системе жилищных сбережений и получению преимущественного доступа к бюджетному финансированию. Однако, это приводит к издержкам для получателей кредитов, таких как навязывание оценочных, нотариальных и других услуг, а также качеству и срокам обслуживания. Есть множество примеров важных сфер, где происходят подобные проблемы.

Об операторах

Сейчас мы работаем над сокращением числа операторов. Мы разработали пакет изменений, в котором мы хотим убрать 10 операторских функций. Мы направили наши предложения в правительство для рассмотрения.

Кроме того, мы обнаружили другие юридические субъекты рынка (их всего 17), которые имеют специальные права на уровне закона. Мы проводим различные анализы для оценки их влияния на рынок.

На сайте Агентства опубликован реестр субъектов госмонополий и операторов, которых необходимо регулировать. Всего в списке указаны 17 операторов, выявленных в предыдущем анализе, а также 17 субъектов госмонополий.

О лекарственных средствах

На фармацевтическом рынке действует государственный оператор — «СК Фармация». Цены на лекарства регулируются государством, что может приводить к неравенству доступа и созданию картели. АЗРК начал поэтапное снятие регулирования, но нужно учитывать сложность рынка и принимать комплексные меры, включая уровень конкуренции и наличие дженериков.

В этом году начался первый этап дерегулирования, который касается 376 безрецептурных препаратов с более чем 3 производителями торговых наименований внутри одного МНН.

Следующий этап состоится в 2023-2024 годах и будет касаться всех остальных безрецептурных препаратов в коммерческом секторе. Финальный, запланированный на 2024-2025 годы, этап, позволит дерегулировать рецептурные препараты в коммерческом секторе.

Общая идея заключается в том, что АЗРК предлагает форсированную приватизацию и передачу в конкурентную среду, как единственный вариант. Были удачные примеры данной стратегии в Польше. Однако, важно найти баланс между «шоковой терапией» и пошаговым IPO для успешной реализации этой идеи. АЗРК каждый год предоставляет предложения Правительству, но список уменьшается с каждым годом, поэтому это может быть последний шанс построить реальную рыночную экономику.

Было сообщено о том, что АЗРК начала работу по анализу мер государственной поддержки. Они заметили, что персонализация этих мер значительно уменьшает конкуренцию, что может приводить к созданию «зомби-фирм». Мониторинг показал, что большинство мер господдержки ориентированы на крупные компании.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю