«Банки стары, банки инертны, и не всем из них есть место в будущем»

08.09.2017

Источник: Хайтек

Почему традиционные банки ждет неминуемая трансформация в цифровые? Директор по инновациям QIWI Максим Авдеев уверен, что дело в инертности существующей банковской системы.

Максим Авдеев расскажет об опыте превращения QIWI в открытую финтех-платформу и подходах к инновационному развитию банков и финансовых компаний на федеральной практической конференции по корпоративным инновациям, внутреннему предпринимательству и корпоративным венчурным инвестициям Innovate or Die, которая пройдет в Иннополисе 7-8 сентября. Накануне он ответил на вопросы «Хайтека».

Как финтех-стартапы меняют реальность для традиционных банков?

— Стартап может за неделю полностью изменить свою бизнес-модель и успеть вслед за меняющимися «болями» клиента. В банке совершенно иное отношение к риску, отношения в команде, скорость изменений и, в частности, внедрения продуктов. Некоторые банки решают «раздавить» этих выскочек, другие — пытаются искать win-win.

Почему трансформация в цифровой банк — неизбежность для банков любых размеров? Насколько быстро должна идти эта трансформация, и кто определяет ее темп и границы?

— Банки стары, банки инертны, и не всем из них есть место в будущем. Тут несколько сценариев — либо полное переосмысление (не только на словах) отношений с клиентами и партнерами, либо коммодитизация, либо уход с рынка.

Клиенты же банков становятся все более требовательными, хотят быстрых, гибких, индивидуальных продуктов. Такие продукты способны создавать финтех-стартапы. Давление со стороны финтех-стартапов вынуждает банки менять стратегию с «раздавим их» на «попробуем поработать с ними», возникают и развиваются подходы к кооперации банков с финтех-компаниями.

Трансформация вообще может происходить очень быстро — взять и построить около своего банка полностью цифровой банк, взяв лучшее из старого. А старый бросить.

Каковы основные подходы к цифровой трансформации банков?

Мы выделяем 7 основных подходов, которые разнятся по степени их инкорпорированности в банк, зрелости идей, сложности в реализации и влиянию на бизнес.

  • Внутреннее RND (Карта «Мои правила от Альфа Банка», внутренние разработки AI в Bank of America, технологии распознавания лиц в HSBC, data- лаборатория HIVE от Deutcshe Bankk). Здесь как правило выделяется и прорабатывается предметная область (Big DATA, Wealth management и т.д.)
  • Хабы и Инновационные лаборатории («Rise» от Barclays, Альфа- Лаборатория, Ак Барс Диджитал)
  • Акселераторы и Инкубаторы (ING FinTech Village, QIWI Universe, DBS с акселератором NEST)
  • Партнерства банков и финтех-стартапов (стратегическое соглашение Pay Pal и City Bank об использовании City Cars c Pay Pal Online, Сбербанк и Social trading and multi asset brokerage company Etoro)
  • Инвестиции банков в стартапы (Банк Santander, имеющий свой $100-миллионный фонд был одним из ранних инвесторов в платформу Ripple, что позволили банку поддержать свою экспертизу в блокчейне и остаться в числе передовых).


— Почему для банков так важно работать со стартапами?

— Все сводится в конечном счете либо к требованию клиента (об этом я сказал выше) либо к требованию регулятора (который работает на стабильное развитие отрасли в целом). Если отвечать структурно, то финтех-стартап может дать банку следущее:
  •  доступ к новым идеям и технологиям;
  • т.н. agility — скорость входа в рынок, часто это критически важно;
  • доступ к экспертизе вокруг data;
  • культурологическое обогащение корпорации (корпоративные сотрулники часто «зажигаются» видя как пассионарны, результативны и живы стартаперы).
Где для банков должна проходить граница между внутренними и внешними инвестициями в инновации и какие задачи должно решать каждое из направлений?

— На мой взгляд потенциал по инновационному развитию есть как внутри корпорации, так и за ее пределами. Однако в первом случае мы ограничиваемся потенциалом сотрудников, а во втором — всего мира. Но, справедливости ради, скажу, что сотрудники знаю лучше боли компании и функции. На мой взгляд — решение в гармоничном сочетании каждого из упомянутых подходов.

Что делает QIWI чтобы соответствовать вызовам и насколько успешна выбранная стратегия?

QIWI исторически была присуща инновационная культура, ведь QIWI сама выросла из стартапа. Поэтому инновации и предпринимательский дух в генах компании. Однако структурность в инновационных активностях появилась в 2013 году, когда мы запустили QIWI Ventures, корпоративный венчурный фонд, дважды признававшийся лучшим фондом года. В 2014 мы запустили корпоративный акселератор QIWI Universe, в 2015 году он был обновлен и акселерация стала перманентной.

Надо отметить, что подходы к инновационной трансформации тоже подвержены disruption. Сейчас все меняется стремительно, и воплощением, например, тренда на API —economy в финтехе стала концепция Bank-as-a-Service и Bank-as-a-Platform.

Банки и большие финтехи все чаще строят свои отношения с внешним миром через открытую архитектуру, сдавая свою инфраструктуру (лицензия, процессинг платежей, выпуск карт, комплаенс) фактически в аренду финтех-стартапам и внешним сервисам. Для банков — это новые источники прибыли и расширение продуктового ряда. Для внешних сервисов (месенджеры, телекомы, екомы и т.д.) — возможность быстро и легко запустить и масштабировать финтех-бизнес.

Компания QIWI одной из первых в российском финтехе увидела потенциал и обозначила одним из фокусов своей деятельности превращение в открытую платформу.

Наша цель — стать номером один в деле открытости. Частью движения в эту сторону стало приобретение группой QIWI компании InspiRussia, в которой сконцентрированы передовые знания, эксперты и проекты индустрии Open Banking.

На конференции Innovate or Die, которая пройдет 7-8 сентября в Университете Иннополис, Максим Авдеев выступит с кейсом «Разбор подходов к инновационному развитию банков и финансовых компаний».

Подробнее ознакомиться с программой конференции можно по ссылке: innopolis.innovateordie.ru
Возврат к списку новостей
Рекламодателю