Базовые проблемы экономики Казахстана, часть 1

22.02.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Единственной причиной текущего кризиса является сильнейшая сырьевая зависимость казахстанской экономики. Власти так и не смогли диверсифицировать экономику в «тучные» годы высоких цен на нефть. Для решения этой фундаментальной проблемы необходимо концептуально поменять подходы.

Первопричиной отсутствия диверсификации стало «ресурсное проклятие». В период высоких цен на нефть нас буквально заливало нефтедолларами, в результате власти расслабились и перестали реформировать экономику. Хуже того, в это время произошел откат от рыночных принципов развития, и в стране был построен полноценный государственный капитализм с некоторыми элементами социализма.

Когда поток нефтедолларов в страну иссяк, власти спохватились и фактически заново стали осуществлять структурные реформы, чтобы вылечить системные заболевания государства (так было сказано в Плане нации – 100 конкретных шагов). По моему мнению, эти структурные реформы не приведут к желаемым результатам, поскольку существуют нерешенные концептуальные проблемы, из-за которых государство не смогло осуществить рформы в прошлом.

Я считаю, в Казахстане есть четыре базовые проблемы, мешающие реформированию нашей экономики.

- отсутствие политической конкуренции;

- построение «социального» государства в ущерб конкурентоспособности страны и бизнеса;

- государственный капитализм;

- «ручное управление» экономикой.

Отсутствие политической конкуренции

В стратегии «Казахстан 2050» говорится, что только путем политической либерализации можно модернизировать страну и сделать ее конкурентоспособной. Я полностью согласен с этим заявлением, однако считаю, что полную политическую либерализацию надо было сделать, как говорится, еще вчера.

Повторюсь, в тучные годы наше правительство не смогло реформировать экономику, и при нём произошел откат от рыночных отношений. Теперь, уже в кризисные времена, те же самые люди проводят те же самые реформы, и не видно никакого коренного изменения в подходах.

Коренная модернизация страны невозможна без соблюдения двух условий:

- Во-первых, должна быть ответственность за ошибочные и неудавшиеся реформы;

- Во-вторых, модернизация невозможна без конкуренции идей и экономических политик, а также различных подходов к развитию страны.

Оба этих условия осуществимы только при наличии здоровой политической конкуренции в стране. Если бы у нас были две равновесные партии с конкурирующими взглядами на развитие страны (как, например, в США), и выигравшая выборы партия могла назначать свое правительство, уверен, как только грянул кризис, текущее правительство было бы отправлено в отставку, и вместо него пришло бы полностью новые по-настоящему мотивированные люди с новыми идеями. В свою очередь, перешедшая в оппозицию партия однозначно бы не дала расслабиться новому правительству.

Сегодня авторитет главы государства как никогда высок и непоколебим, что должно сильно облегчить политическую либерализацию. В текущих кризисных условиях, чтобы ускорить процесс, возможно, целесообразно на первом этапе искусственно создать две равновесные партии с конкурирующими экономическими программами.

«Ручное управление» экономикой и отсутствие экономической политики на перспективу

«Ручное управление» ухудшает ситуацию

Антикризисные меры, предложенные на расширенном заседании правительства 10 февраля, еще раз показали, что управление экономикой остается в ручном режиме. По моему мнению, это может привести к снижению роста экономики и к увеличению долларизации депозитов. Также постоянное изменение инвестиционной политики ЕНПФ наносит большой вред развитию фондового рынка. В целом считаю, что последние антикризисные меры не соответствуют среднесрочной экономической политике, которую необходимо проводить в текущей ситуации. Более подробные пояснения смотрите здесь.

Качество программных экономических документов остается на крайне низком уровне. Исполнение этих документов – еще хуже. Так, совместное заявление правительства и Нацбанка РК об основных направлениях экономической политики на 2015 изначально было оторвано от реальности, и затем его пункты по большей части не были исполнены.

Денежно-кредитная политика Казахстана до 2020 (утверждена Нацбанком в апреле 2015) и концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 (утверждена правительством в августе 2014) изначально вызывали много серьезных вопросов и возражений, которые экономические власти просто проигнорировали. На сегодня оба документа практически полностью не соответствуют реальности.

Бюджет страны непрерывно и иногда очень существенно изменялся в течение года, но в результате был «успешно» выполнен к концу 2015. До сих пор мы не увидели вызывающую доверия политику по дедолларизации депозитов.

Плохие экономические перспективы

В краткосрочной перспективе, при сохранении текущего низкого уровня цен на нефть, не видно драйверов роста в нашей экономике. Хуже того, ситуация усугубляется тем, что из-за отсутствия доверия к экономической политике Нацбанк и правительство вынуждены проводить жесткую политику, снижая ликвидность в тенге, поддерживая высокие процентные ставки, сокращая госрасходы.

В среднесрочной перспективе (при низких ценах на нефть) улучшение экономической ситуации возможно только за счет:

- снижения уровня долларизации депозитов;

- смягчения денежно-кредитной политики Нацбанка (снижение процентных ставок и увеличение кредитования экономики);

- увеличения государственных расходов.

Однако это может произойти только при условии проведения разумной монетарной и фискальной политики экономическими властями. Для снижения процентных ставок по кредитам будут важны снижение инфляции и инфляционных ожиданий со стороны населения и бизнеса.

Нужен ясный документ по экономической политике

Нам срочно нужны документы по экономической политике и развитию финансового сектора на ближайшие три года. У экспертов сейчас отсутствует цельное понимание, как двигаются экономическое власти в этих направлениях. Предлагается, чтобы проекты этих документов были опубликованы и обсуждены экспертной среде.

Документ по экономической политике должен объединять главные мероприятия и прогноз ключевых показателей по денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикам с точки зрения:

- базового сценария: цены на нефть окажутся на текущем уровне;

- негативного сценария – цены на нефть упадут до $20 за баррель.

При этом, на ближайшие три года основными целями экономической политики должны быть снижение уровня долларизации депозитов; переход от жесткой политики к её смягчению и увеличение государственных расходов для стимулирования роста экономики.

Для повышения ответственности такой документ должен быть утвержден в парламенте. Также необходимо внедрить ежегодную отчетность правительства и Нацбанка о выполнении мер, предусмотренных экономической политикой. Ведь сегодня все забыли, что ключевые документы по экономической политике не были выполнены и во многом были ошибочны. При этом никто не понес за это ответственности.

Подотчётность и независимость Нацфонда, Нацбанка, и статистики

С точки зрения прозрачности, подотчётности, и обязательности исполнения экономической политики и госбюджета важно отметить, что он не отражает всех доходов и расходов государства. То есть часть госдоходов и расходов находится вне контроля парламента. К примеру, в 2015 Нацфонд и Нацбанк профинансировали ФНБ «Самрук-Казына» на 1,5 трлн тенге. Такое финансирование не было запланировано заранее ни в одном правительственном документе, однако вливание столь значительной суммы однозначно оказало большое влияние на экономику страны и на курс нацвалюты и инфляцию.

Необходимо, чтобы правительство как можно быстрее перешло на консолидированный бюджет, как уже много лет рекомендует МВФ. В этом случае в госбюджете, утверждаемом парламентом, должны будут учитываться абсолютно все поступления и использования денег Нацфонда, а также всё финансирование госрасходов и инвестиций со стороны Нацбанка. Это сделает госбюджет и экономическую политику полноценными, прозрачными и подотчетными всему обществу.

С точки зрения исполнения экономической политики крайне важна независимость Нацбанка от исполнительной власти. Факты показывают, что зависимость существует. В частности, в 2015 Нацбанк купил у ФНБ «Самрук-Казына» 10% акций НК КМГ. По моему мнению, эта операция противоречит мандату Нацбанка и вредит проведению разумной денежно-кредитной политики. Предлагается сделать Нацбанк подотчётным только парламенту, что значит независимость от исполнительной власти, прозрачность и подотчётность всему обществу.

Для построения адекватной экономической политики необходима полноценная и вызывающая доверие государственная статистика. К сожалению, на сегодня она не вызывает доверия.

Необходимо кардинальное реформирование государственной статистики для обеспечения адекватного отражения процессов, происходящих в экономике. Для этого Комитет по статистике должен быть по-настоящему независимым от правительства, чтобы устранить конфликт интересов. Нужно жестко пресекать попытки чиновников влиять на информацию, передаваемую в статистическое ведомство, вплоть до уголовного преследования за склонение к ее искажению.

***

Предложения по другим базовым проблемам – построение «социального» государства в ущерб конкурентоспособности страны и бизнеса и государственный капитализм – более сложны и объемны. Я посвящу этим проблемам отдельные статьи.

Продолжение следует.

Жангир Рахжанов, экономист
Возврат к списку новостей
seny
22.02.2016 19:25
Ну хоть я и далек от политики но глядя как у нас депутаты даже не собираються, общаться с изберателями и не дай бог что то им обещать, например снижение курса доллара до 185 тенге за доллар, цен на еду и жилье и комм услуги до 70%.
Вон уже собрали списки изберателей и расфосовывают кому сколько.
Какая тут конкуренция вы автор о чем, вы где живете едьте в свою Америку и там живите ;).

Рекламодателю