Карточки для «зеленых»: как банки помогают защитникам природы искупать грехи

28.06.2016

Источник: Banki.ru

В 2015 году человечество преодолело впечатляющий рубеж: количество банковских карт в обращении превысило 10 млрд штук. Если сложить все действующие карты вместе, получился бы куб размером примерно с 10-этажное здание и весом порядка 50 тысяч тонн. Добавьте вышедшие из обращения карты, и картина получится еще более впечатляющая: огромные горы пластика, тысячи тонн краски и металла (в чипах). Производство пластиковых карт — мягко говоря, не самый приятный с точки зрения экологии процесс, а вышедшие из обращения карты, которые обычно выбрасываются в мусор, тоже не очень полезны для человека.

Понятно, что вред от карточного пластика не так велик, как, скажем, от пакетов, в которые упаковываются покупки в магазинах, но и он вызывает недовольство «зеленых» и желание банков использовать это недовольство в маркетинговых целях. Современные банки предлагают клиентам несколько способов почувствовать себя защитниками природы — от самых простых до весьма изощренных и технологически сложных.

Пожертвования

«Откупиться» от чувства вины по отношению к загрязняемой природе можно с помощью автоматических благотворительных платежей в адрес «зеленых» организаций и фондов. При каждой покупке по специальной карте небольшая сумма отчисляется в пользу природоохранной организации, с которой банк имеет соответствующий договор. Отчисления либо снимаются со счета клиента, либо формально их производит банк, либо оба платежа происходят одновременно. Эти расходы практически незаметны в общей массе, но, учитывая, что клиентов у банка много, в сумме получаются достаточно внушительные величины.

Например, британский The co-operative bank имеет помимо прочих благотворительных кредитных карт и карту с отчислениями в пользу Woodland Trust — крупнейшей в стране организации, защищающей деревья и леса от вырубки и восстанавливающей зеленые насаждения на тысячах гектаров каждый год. С каждых потраченных по карте 100 фунтов банк платит в фонд 0,25 фунта.

Углеродный отпечаток

Многие люди верят в теорию антропогенного глобального потепления и в особенности в то, что выбросы углекислого газа вызывают повышение температуры воздуха. Соответственно, они стараются уменьшить свой «углеродный след» — количество парниковых газов, выбрасываемое во время производства продукции, которой они пользуются. С этой точки зрения вполне логичным выглядит учет парниковых газов на основе списка покупок. А если покупки делаются с помощью банковской карты, то именно карта — отличный инструмент для расчета «углеродного следа».

Некоторые банки предоставляют возможность учесть углеродный след, автоматически рассчитывая его для своих клиентов. Так, Bank of Åland, работающий в основном на Аландских островах, а также в остальной Финляндии и в Швеции, недавно выпустил «Балтийскую карту», которая помимо прочего дает доступ к сервису, показывающему в интернет-банке и в мобильном приложении углеродный след от покупок ее владельца. Предполагается, что люди, видя, как сильно они вредят природе, станут более эффективно тратить деньги и, возможно, постараются собственными силами восстановить баланс — например, посадят дерево.

Восстанавливая баланс

Аландский банк лишь дает информацию о влиянии покупок на глобальное потепление, а американская компания Sustain:Green и ее банк-партнер Commerce Bank помогают людям компенсировать загрязнение окружающей среды. Банк выпускает кредитные и предоплаченные карты, все расходы по которым учитываются на специальном «углеродном» счете. Каждый потраченный доллар дает возможность Sustain:Green «уничтожить» от двух до четырех условных фунтов углекислого газа.

Схема «уничтожения» парниковых газов довольно сложна. В США действует программа «углеродных компенсаций», по которой определенные «зеленые» проекты, ведущие к сокращению производства парниковых газов (например, альтернативная энергетика), получают право продавать своеобразные «индульгенции» тем, кто продолжает загрязнять воздух свыше государственных норм. Номинал компенсаций выражен в условных тоннах углекислого газа, в которые пересчитываются реальные тонны шести «парниковых» газов. Например, на заводе устанавливается очистное оборудование, приводящее к снижению выбросов метана. Разница между старыми и новыми объемами выбросов пересчитывается по специальным формулам в «условные тонны углекислого газа», после чего завод получает право продать эти «сэкономленные» или «исключенные» объемы желающим.

Предполагается, что получаемые от продаж деньги — своего рода дополнительная прибыль, получаемая от «зеленых» инвестиций. Существует соответствующий рынок, похожий на биржевой. Но кроме того, при желании такие «компенсации» можно покупать и в розницу у некоторых фирм, если человек чувствует вину перед окружающим миром за наносимый «углеродный» вред. Специалисты подсчитали: чашка черного кофе имеет «углеродный след» в размере 0,04 фунта (18 г) условного углекислого газа, а капучино — 0,51 фунта (231 г), т.к. коровы производят много метана; чизбургер загрязняет атмосферу 5,5 фунтами (2,5 кг) парникового газа, джинсы дают 13 фунтов (5,9 кг), литр бензина — 5 фунтов (2,3 кг).

Тонна компенсаций в розницу стоит 15 долларов, то есть 1 фунт обойдется в 0,0068 доллара. Если один доллар, потраченный с карты, компенсирует 2 фунта парниковых газов, то своеобразный «бонус» владельцу карты составляет 1,36%. Кроме того, компания добавляет некоторое количество компенсаций новым клиентам, а также обещает направлять часть доходов на посадку деревьев. Купленные компанией за счет клиентов компенсации уничтожаются (выводятся из оборота). В остальном кредитная карта Sustain:Green — самая обычная, со стандартными условиями и процентами.

Не надо мусорить!

Компенсации, напоминающие индульгенции за грех загрязнения окружающей среды, выполняют свою функцию, но миллиарды карт и сами по себе довольно неприятны с точки зрения чистого воздуха. Кстати, стандартная банковская карта, весящая 5 грамм, имеет «углеродный след» в размере 21 грамма, во многом за счет металла в чипе. Поэтому некоторые банки считают необходимым (или полезным с т.з. маркетинга) обеспечивать не только выдачу карт клиентам, но и их грамотную утилизацию.

Французский банк Crédit Agricole эмитировал немногим более 12 млн карт и считает себя ответственным за потенциальный вред от пластика, металла и краски, содержащихся в них, поэтому он предложил клиентам сдавать карты в отделения для бесплатной переработки. Специально разработанная технология позволяет извлечь из карты металлическую часть и отправить ее в переплавку для использования в других отраслях — автомобилестроении, строительстве и телекоммуникациях. Пластик же сжигается на экологически чистых мусороперерабатывающих заводах.

Карты исчезнут без следа

Но и забота о «последнем пути» банковской карты — не предел. Как было сказано выше, после извлечения металлической части остается кусок пластика. Но что если делать карты не из продукта переработки нефти? Может быть, есть другой материал, более дружественный окружающей среде?

Оказывается, есть. Все больше банков начинают использовать полилактид (PLA). Из него также производят некоторые одноразовые стаканчики, пакеты для еды, хирургические приспособления и даже «сырье» для 3D-принтеров. Особенность PLA — биологическое происхождение и, соответственно, безвредность для окружающей среды: материал делают из кукурузы или сахарного тростника, поэтому он легко разлагается в естественных условиях, его можно просто выбрасывать в обычный мусор, как бумагу.

Упомянутые выше Балтийская карта и карта Sustain:Green как раз сделаны из PLA и не наносят ущерба природе. Кроме того, подобные карты использует Почтовый банк Германии и некоторые банки в Азии. Crédit Agricole также собирается переходить на «кукурузную пластмассу», причем отмечает, что со временем и кукуруза будет выращиваться во Франции без ГМО.

Забота об окружающей среде давно стала модным трендом в развитых странах: люди позитивно реагируют на «зеленую» энергию, «органические» продукты и «устойчивое развитие», даже если не всегда понимают, какие физические, химические и экономические явления на самом деле стоят за этими словами в рекламе товаров.

Но любые формы «зеленых» банковских продуктов не грозят ничем плохим клиентам, особенно если они обходятся в те же деньги, что и обычные. Наличие такой опции в линейке предложений банков — хорошая возможность доставить себе удовольствие для людей, переживающих по поводу загрязнения окружающей среды.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю